Новости Башкортостана и Уфы
93.44
-0.65
99.58
-0.95
87.39
+0.28
29+ °C
Ясно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Культура
17 Февраля 2014, 12:25

В Уфе появился центр реставрации книг

В Национальной библиотеке имени Ахмет-Заки Валиди Республики Башкортостан создан центр консервации и реставрации, который сейчас оснащается необходимым оборудованием, работы по восстановлению книжных реликвий уже ведутся полным ходом.
В фондах библиотеки хранятся более тысячи изданий, дата выпуска которых ранее 1830 года. Это наиболее ценные книги. Среди них, в частности, есть коллекция Дашкова, та самая, с которой началась главная библиотека республики. Эти книги предназначены для сохранения, не для чтения и будут возрождаться в первую очередь. Многие из книжных памятников повреждены временем. Какие-то вещи путем обыкновенной реставрации убрать невозможно. В идеале нужно привести книгу в то состояние, в котором она была в момент издания. Для этого требуются особые условия и большие средства. Пока их недостаточно.
Полная профессиональная реставрация требует определенной техники, оборудования, помещений, кадров. Заведует отделом Мунира Фаттахова. Она профессиональный полиграфист, опытный организатор. Вместе с переплетчицей Натальей Федоровой она окончила курсы реставраторов в Санкт-Петербурге в рамках Национальной программы создания библиотечных фондов. Обе женщины с энтузиазмом взялись за новое для них дело. Подготовлен план организационно-технических мероприятий для полной комплектации центра оборудования - покупки оборудования, которого никогда прежде в республике не было, подготовки помещения.
- Первым делом книгу нужно почистить, продезинфицировать. Для этого требуется хотя бы вытяжной шкаф, так как работать приходится с химикатами. Потом книгу нужно положить в плоскую коробочку из специального материала, - рассказывает Мунира Фаттахова. - В конце декабря мы купили дорогостоящий картон, изготовленный из ценных пород хвойных деревьев. Он сам выделяет вещества, препятствующие размножению инфекции, и хранение в рукотворных футлярах уже считается консервацией. Вручную изготовлено около ста коробок, к ним подготовлены паспорта - в бумажной и электронной форме - с полной характеристикой вложенных книг. Здесь мы следуем определенным стандартам по реставрации. Чтобы полностью восстановить все книги из этой «золотой» тысячи, потребуется много сил и времени.
Все без исключения книги подвержены саморазрушению. Много литературы попало в фонды Национальной библиотеки после 1937 года, эти книги изымались при арестах и потом где-то хранились в ненадлежащих условиях. Есть такие экземпляры, где специально оторваны обложки. Так скрывали содержание книги, чтобы нельзя было определить, что издание носит, например, религиозный характер.
Два-три века назад это было два отдельных производства - издание и переплет. В зависимости от обеспеченности владельца можно было заказать роскошный кожаный переплет авторского исполнения. Или доиздать дополнительный тираж размером даже в один экземпляр. А те, кто не имел больших денег, могли купить книгу в мягкой обложке. Так избирательно и тщательно работали издательства. Книги печатались на хорошей бумаге, поля оставляли широкие. После революции стали экономить бумагу. Появилось понятие «газетная бумага». Книги на такой бумаге изначально не предназначены для длительного хранения. Их сразу видно на полках.
Если в руки реставратора попадает книга начала 20 века - это истонченная высохшая бумага, выцветший шрифт. Когда появились технологии использования дешевой древесины, увеличения тиражей, это привело к снижению качества. А в 18-19 веках даже газеты печатали на прекрасной бумаге малыми тиражами. Сохранность книг связана также со статусом самих издательств: были компании очень хорошие и попроще, где книгу изначально печатали на дешевой бумаге, использовали для переплетов не самый качественный клей, сшивали листы не очень тщательно. В практике реставраторов и архивистов попадаются даже книги с неразрезанными страницами - никем не читанные, но зачастую, и они нуждаются в восстановлении.
- До революции в книгу часто вкладывали памятку, как обращаться с изданием, - рассказывает заведующая отделом редких книг и рукописей Антонина Гезикова. - Тогда к книгам относились более бережно и культурно. Сейчас эта трепетность перед раритетом осталась только у профессионалов. Национальная библиотека вплотную подошла к массовой реставрации самых ценных книг из своих фондов. Мы получим большое преимущество по сравнению с другими библиотеками, сможем передать это уникальное наследие потомкам. Это большое достижение для любой библиотеки. И большая радость для всех жителей республики - когда Центр реставрации будет работать в полную силу, можно будет принести туда в частном порядке семейные реликвии, дорогие сердцу издания. Правда, при условии, что вся тысяча книжных памятников уже получит первую помощь профессионалов для дальнейшей жизни.
Читайте нас: