Новости Башкортостана и Уфы
Все новости
Культура
11 Февраля 2013, 14:07

Спектаклем по пьесе башкирского драматурга завершились уфимские гастроли Театра Романа Виктюка

В уфимском ДК «Нефтяник» завершились гастроли московского Театра Романа Виктюка со спектаклями «Последняя любовь Дон Жуана» Эрика-Эммануэля Шмитта, «Нездешний сад» Азата Абдуллина и сказкой в стиле рэп «Кот в сапогах» Михаила Кузмина.
Театр Романа Виктюка относится к редкому типу авторского театра. В первую очередь - это режиссерский театр. Его особенность в том, что все спектакли объединены общей эстетической программой. В них можно увидеть как признанных звезд, так и совсем молодых артистов, играющих свои первые роли. Экстраординарные ситуации, аномальные человеческие чувства, сценический блеск, роскошь, изысканная чувственность и избыточная манерность - все это присутствует в режиссерских постановках Виктюка. Спектакль «Последняя любовь Дон Жуана», который был показан уфимской публике 8 февраля, стал ярким тому подтверждением. Пьеса «Ночь в Валони» – одно из немногочисленных произведений Эрика-Эммануэля Шмитта, написанных для театра. Сегодня этот писатель – один из самых популярных в мире. Название «Последняя любовь Дон Жуана» придумал Роман Виктюк, который в своем спектакле сильно омолодил героя, меньше всего желая объяснять его внутреннюю опустошенность возрастными причинами. Дон Жуан появляется во всем блеске молодости в окружении великолепных дам, но вся эта полная иронии и чувственности игра теряет смысл, когда в сюжет вмешивается любовь.
«Кот в сапогах» - единственный детский музыкальный спектакль Театра Романа Виктюка. В основу постановки легла оригинальная версия известного поэта Серебряного века Михаила Кузмина, музыкальное оформление сделал, опять же, сам Роман Виктюк.
Особенно ожидаемым для уфимцев стал, конечно же, спектакль о нашем выдающемся земляке, танцовщике, покорившем весь мир, - Рудольфе Нурееве. Его имя стало своеобразным символом в истории балета. Когда-то Роман Виктюк обещал Рудольфу Нурееву поставить о нем спектакль. Обещание режиссер выполнил, обратившись к пьесе драматурга Азата Абдуллина «Нездешний сад».
Основываясь на сюжете пьесы о великом танцовщике Рудольфе Нурееве, режиссер поставил притчу о судьбе художника, о его непростых, порою болезненных отношениях с обществом и с самим собой. В спектакле прослеживается мысль о том, что вся биография великого танцовщика — это грандиозное шоу, в котором нищета и безвестность сменились славой и богатством, а потом роскошная жизнь омрачилась неизлечимой болезнью. Разговор с матерью, урок в хореографическом училище, встреча с балетной труппой, знаменитой Марго Фонтейн, эмоциональная опустошенность после спектакля, одиночество и обреченность на вечный поиск близкой души — такова пьеса земляка о земляке. Любопытен сам образ балетного искусства, который создается в спектакле. Это не ликующий мир юности и одухотворенной красоты человеческого тела, а боль и усталость натруженных мышц.
Кстати, постановка Виктюка – это первый случай за последние 20 лет, когда столичный режиссер обратился к творчеству национального драматурга. Азат Абдуллин вместе с великим Мустаем Каримом и Флоридом Буляковым до сих пор остаются единственными башкирскими драматургами, получившими признание за пределами республики.
Все эти годы автор пьесы Азат Абдуллин мечтал показать свою пьесу у себя на родине, в Уфе, своим землякам. В 2006 году, давая интервью в Москве автору этих строк и отвечая на вопрос, может ли случиться так, что пьеса «Нездешний сад» будет показана в Уфе, Азат агай сказал:
- Конечно, если бы это случилось, то это было бы необычайным событием. Я должен сказать, что за последние 15, даже 20 лет, ни одна пьеса национального драматурга не была поставлена в Москве. Пьеса башкирского драматурга «Нездешний сад», поставленная Театром Романа Виктюка в Москве, - это первый случай за 20 лет. Поэтому, казалось бы, в Башкортостане должны быть заинтересованы показать эту постановку нашим землякам. Но для этого нужно приглашение. Не может же такой самолюбивый, избалованный театр, каковым является Театр Романа Виктюка, навязать свой спектакль уфимцам. Если бы пригласили на два вечера театр с «Нездешним садом» в Уфу, то это было бы в высшей степени оправдано. Сумели же это сделать в наших соседних регионах - Удмуртии, Челябинской, Свердловской областях. Когда театр с этим спектаклем был в Челябинске и, отыграв два вечера, уже собирался в Уфу, представитель из Уфы вдруг сообщает: «Билеты на «Нездешний сад» не распространяют, афиши срывают». Меня это очень поразило. И театр вынужден был отказаться от поездки в Уфу. Жалко. Почему так произошло - для меня это загадка. Народ-то в Уфе хочет увидеть эту пьесу.
И вот, наконец, спустя 10 лет, мечта автора пьесы сбылась, уфимцы увидели пьесу своего земляка-драматурга о знаменитом земляке-танцовщике. Спектакль прошел с аншлагом. Зал ДК «Нефтяник был полон, приехали земляки, родственники и знакомые автора пьесы из Зианчуринского района, в том числе из родной деревни Азата Абдуллина Ургинки. Присутствовавший в зале Азат Абдуллин, по завершении спектакля, вышел на сцену и поблагодарил своих земляков за долгое и терпеливое ожидание показа своей пьесы, а артистов Театра Романа Виктюка, и в особенности исполнителя главной роли народного артиста России Дмитрия Бозина за прекрасную, мастерскую игру.
- Полтора года назад, в июне 2011 года, в год моего 80-летия, по Башкирскому спутниковому телевидению два вечера шел показ моей пьесы «Тринадцатый председатель» в поставке Театра имени Вахтангова, где главную роль исполнил народный артист СССР Василий Лановой. После этого на меня обрушился шквал вопросов: где вы, Азат агай, живы ли, почему вас не показывают по телевизору, покажитесь нам хотя бы один раз. Сегодня я могу вам сказать, что жив и здоров, вот, стою перед вами. Спасибо Министерству культуры республики, что пригласили Театр Романа Виктюка с моим спектаклем в Уфу.
Зрители бурными, продолжительными аплодисментами встретили своего знаменитого земляка.
Читайте нас: