УФА, 7 дек 2016. /ИА «Башинформ», Владимир Романов/. Сегодня исполнилось бы 85 лет Райсе Гарифовне Сайфуллиной - актрисе, которая всю свою жизнь посвятила развитию национального театра, много лет радовала любителей театра своей вдохновенной и искренней игрой на сцене.
Райса Сайфуллина родилась 6 декабря 1931 года в селе Такчура Буздякского района Башкирской АССР, ныне Благоварского муниципального района Республики Башкортостан.
В детстве Райса воспитывалась у бабушки в деревне Бишкураево Туймазинского района. С самых юных лет все соседи называли ее артисткой. Выступления маленькой голосистой девочки в сельском клубе односельчане всегда ждали с нетерпением. Поэтому, когда в 1949 году она поступила не в медицинский техникум, как того хотела бабушка, а в Уфимское театрально-художественное училище, это ни для кого не стало неожиданностью. Способную студентку после двух месяцев учебы перевели сразу на второй курс. Здесь она встретила Вазиха Сайфуллина - будущего верного спутника жизни, верного друга, сподвижника и партнера по сцене.
После окончания училища в 1952 году их курс направили в Аургазинский колхозно-совхозный театр, ныне это Салаватский государственный башкирский драматический театр. До 1968 года Райса Сайфуллина играла на салаватской сцене, а Вазих Кашафович являлся главным режиссером театра. В некоторых спектаклях они играли главные роли, составив блестящий творческий дуэт.
Почитатели театрального искусства запомнили блистательные лирические роли драматической актрисы в Салавате. Эти годы стали расцветом дарования актрисы, звездным этапом в ее творческой судьбе. Галиябану («Галиябану» Мирхайдара Файзи), Тансулпан («Тансулпан» Кадыра Даяна), Майсара («Голубая шаль» Карима Тинчурина), Гульбадар («Гульбадар» Зайнаб Биишевой) - эти и многие другие образы сочетали внешнее изящество, нежность, мягкость с внутренней взволнованностью и искренностью героинь Райсы Сайфуллиной.
Актриса всегда покоряла зрителей необычайно красивым тембром голоса, вокальными данными, яркой сценической внешностью, гибкой пластикой и взрывным актерским темпераментом.
Следующим творческим этапом стала работа на сцене Башкирского академического театра им. М. Гафури, куда приглашают чету Сайфуллиных. Здесь она создала целую галерею образов матерей и мужественных женщин, испытывающих сильные потрясения судьбы. Лучшие из них Фатиха («Измена предкам» Фарита Богданова), Ганна («Вечер» Алексея Дударева), Старшая мать («И судьба не судьба» Мустая Карима), Валия («Сны бывают недолгими» Ибрагима Абдуллина) и другие. Затем - вновь возвращение в родной салаватский театр в 1992 году - еще одна страница в книге актерской судьбы. Через два года ее признали лучшей актрисой года города Салавата. Она с удовольствием играла и классику, и современных авторов. Образы, созданные ею, были очень разные по возрасту и характеру, и Райса Сайфуллина наполняла их своим талантом и высоким актерским мастерством.
Райса Гарифовна была довольна своей работой. Она вспоминала: «У меня удачно сложилась актерская судьба. Все мои роли - любимые, я их сердцем играла…». На большой сцене актриса выступала целых сорок пять лет.
Долгие годы она активно участвовала в жизни театрального сообщества республики. С 1953 года состояла в Союзе театральных деятелей. В 1967 году Райса Сайфуллина стала лауреатом Всероссийского смотра спектаклей драматических, музыкальных и детских театров в Москве. В 1995 году за создание образа Галии («Таштугай» Флорида Булякова) актриса получила специальный приз «За лучшее исполнение роли второго плана» Республиканского фестиваля «Театральная весна» в Салавате. Через два года за создание образа Люси Купер («Дальше - тишина» Винс Дельмар) Райса Сайфуллина удостоилась специального приза за лучшую женскую роль на таком же фестивале в Стерлитамаке. Расставаясь со сценой, актриса сама поставила спектакль «Прощайте» Туфана Миннуллина и сыграла в нем главную роль. За заслуги в развитии национального театра ей были присвоены почетные звания заслуженного и народного артиста Башкирской АССР.
Много сил и времени отдала Райса Гарифовна развитию самодеятельного театрального творчества. В 1973-1988 годах она одновременно работала в Доме культуры Башкирского отделения Всероссийского общества слепых руководителем драматического кружка, который под ее руководством получил звание народного театра и стал неоднократным лауреатом всесоюзных и всероссийских фестивалей народного творчества. На сцене народного театра она поставила более 10 спектаклей, среди них - «В ночь лунного затмения» Мустая Карима, пьесы башкирских и русских драматургов.
Райса Сайфуллина скончалась на 82-м году жизни 11 октября 2013 года.