Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 71.23 ↓

EUR 80.40 ↑

9 июля Четверг

Уфа   °

Молния
Молния

Выдающиеся деятели театра: Елизавета Сыртланова-Шляхтина (К 135-летию со дня рождения).

КУЛЬТУРА

УФА, 22 ноя 2016. /ИА «Башинформ», Владимир Романов/.

Сегодня отмечается 135 лет со дня рождения Елизаветы Сыртлановой-Шляхтиной — выдающейся актрисы и режиссера. В историю российского театра она вошла как одна из первых национальных актрис и организаторов театра.

Елизавета Александровна Сыртланова (урожденная Шляхтина) родилась 22 ноября 1881 года в поселке Суксунский Завод Красноуфимского уезда Пермской губернии — ныне поселок Суксун Пермского края России. Род Шляхтиных происходил от русских крестьян, приписанных к горным заводам. С детства Лиза общалась с татарами и башкирами, научилась их языку, близко воспринимала татарскую и башкирскую культуру.

Елизавета хотела получить хорошее образование, но материальные возможности семьи были ограниченными. Она смогла окончить только несколько классов церковно-приходской школы. Затем училась на курсах белошвеек.

С большой охотой она участвовала в любительских театральных постановках. Ее дебютом на сцене стала роль Гайны в спектакле Гаяза Исхаки «Брачный договор», сыгранная в 1911 году. С 1912 года Елизавета Александровна стала актрисой труппы «Нур» — первой национальной профессиональной театральной труппы в крае, организованной Сахибьямал Гиззатуллиной-Волжской. Вместе с труппой она гастролировала по городам и селам Урала и Приуралья, играла вместе с выдающимся актером Амином Зубаировым. Работать приходилось в крайне сложных условиях, подвергаясь преследованию властей и представителей мусульманского общества — в те годы исламское духовенство объявило театр «игрой бесов».

«Горе мы испили полной чашей, — вспоминала много позже Екатерина Александровна. — Скитаясь по глухим городам и степным аулам, мы мечтали: кончится ли бродяжья жизнь? Когда-нибудь сумеем ли хотя бы выступить подряд два раза в одном городе? Где бы мы ни гастролировали, всюду выгоняли нас духовенство и полиция…».

Несмотря на все трудности, труппа «Нур» сыграла значительную роль в становлении национального театра в России, стала предшественницей башкирских и татарских театральных коллективов.

С 1915 года Елизавета Александровна сотрудничала с антрепризой «Ширкэт», руководителем которой был Валиулла Муртазин-Иманский. Позже работала во фронтовых театрах при политотделах 1-ой и Туркестанской армий РККА. С 1920 года являлась актрисой Уфимского государственного татаро-башкирского показательного театра. Затем до 1930 года трудилась режиссером и художественным руководителем различных театральных коллективов на Урале, в Сибири и Дальнем Востоке, организовывала самодеятельные драматические кружки.

В 1932 году Елизавета Александровна стала первым режиссером только что образованного Баймакского колхозно-совхозного театра. В 1933-1938 годы она работала художественным руководителем и режиссером Аургазинского колхозно-совхозного театра. Поэтому в истории башкирского театра Сыртланова-Шляхтина по праву считается основателем Сибайского и Салаватского драматических театров, которые вышли из колхозно-совхозных.

По инициативе Елизаветы Александровны в 1939 году был организован музей Башкирского академтеатра драмы. Она стала первым заведующим этим музеем, много сделала по сбору экспонатов, постоянному пополнению коллекции. Работала она здесь до ухода на заслуженный отдых в 1948 году.

Елизавета Сыртланова-Шляхтина снискала славу мастера характерных и комедийных ролей. Иногда выступала под псевдонимом «Сумчинская». Умела даже роль второго плана поднять до уровня главной, делать ее образной и запоминающейся. За многие годы работы она создала более 300 образов в спектаклях по произведениям башкирской, татарской, классической русской и зарубежной драматургии. Блестяще играла в пьесах Гаяза Исхаки, Галиаскара Камала, Мирхайдара Файзи, Александра Островского, Жан-Батиста Мольера, Фридриха Шиллера и других драматургов.

Как режиссер в разных театрах и в разные годы с успехом ставила спектакли по пьесам Фатиха Амирхана, Баязита Бикбая, Рашита Нигмати, Сагита Мифтахова, Афзала Тагирова, Фатхи Бурнаша, Тази Гиззата и Яруллы Вали. В Башкирском академтеатре драмы она осуществила ряд удачных постановок: «Башмағым» («Башмачки») Хабибуллы Ибрагимова, «Көслөләр һәм көсһөҙҙәр» («Братья Галимовы») Габделрауфа Ниязбаева, «Ете юл сатында» («На бойком месте») Александра Островского (совместно с Валиахметом Галимовым). Елизавета Александровна является автором переводов на татарский язык ряда пьес Александра Островского, Владимира Билль-Белоцерковского, Софьи Левитиной и других драматургов.

За выдающийся вклад в развитие театрального искусства Елизавете Сыртлановой-Шляхтиной в 1926 году было присвоено редкое тогда звание «Герой труда СССР». Она является одной из первых заслуженных артисток Башкирской АССР (1932). Награждалась медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Скончалась Елизавета Александровна 11 декабря 1961 года и похоронена в Уфе.

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter или

Оставлять комментарии к новостям можно в группах "вконтакте" и в "фейсбуке".

Если у вас есть новости, которые могут быть интересны агентству, присылайте ваши сообщения, фото и видео в нашу редакцию на электронную почту [email protected], в наши группы в соцсетях «ВКонтакте», Facebook.

Читайте нас в Яндекс.Новостях

Лонгриды
закрыть