Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 72.56

EUR 85.46

20 сентября Понедельник

Уфа   °

В Башкирии будут изучать историко-культурные ценности мишарей

ОБЩЕСТВО

В Балтачевском районе открывается новый историко-культурный центр. Цель одна – возрождение, изучение и сохранение историко-культурных ценностей мишарей Башкортостана. В этом районе насчитывается около 80 населенных пунктов и, как утверждает наш собеседник, в 14 из них проживают мишари. А кто они, мишари? В чем отличие от башкир и татар? Где еще живут? Обо всем этом рассказал главный специалист нового центра Айдар Сираев.

– Из исторических источников известно, что в 1817 году башкирско-мишарские полки дошли до Парижа. Этот полк был организован приблизительно в 1798 году. По материалам переписи населения 1920 года в республике проживало около 166 тысяч мишарей, а в 1926 году их насчитывалось около 136 тысяч. Через несколько лет, в 1939 году, мишарей уже не отметили в официальных документах переписи. Почему так получилось? Как известно, в эти годы продолжалось историческое, социально-политическое формирование Башкортостана и Татарстана. Мишарский язык очень схож с татарским и, по утверждению некоторых историков, мишарей убедили записать себя представителями этой национальности.

Варианты происхождения слова “мишари” разносторонние. Одни утверждают, что мишари – потомки воинственных мадьяров или маджаров. По другим источникам известно, что ближе к историческим территориям Новгородской, Пензенской областей была земля, названная Мещерой. Царские власти своих верных служивых переселяли по границам Российской империи и их прозвали “мещерами” или “мишарами”.

— Недавно был издан сборник “Мишари Башкортостана ”, авторы – историки Салават Хамидуллин, Азат Ярмуллин. Здесь много интересной информации об известных мишарах, которые бок о бок с башкирами боролись за Башкирскую автономию, – говорит Айдар Сираев.

Он рассказывает и о мишарской национальной кухне. Например, сладкий, медовый “майаш” чуть поменьше привычного баурсака и чуть крупнее чак-чака. А кисель из калины – это вообще уникальный напиток. Как утверждает Айдар Сираев, он стал давно брендом Балтачевского района, этот вкусный, полезный, густой напиток из калины, муки и сахара не встретишь нигде. Кстати, калину балтачевские мишари называют по-своему – “малан”. Вообще, мишарский язык от татарского существенно отличается тем, что в нем очень часто звучит буква “ч”.

Сегодня мишари проживают в Бураевском, Караидельском, Кушнаренковском, Чекмагушевском, Давлекановском и других районах Башкортостана. В России их можно встретить в Челябинской области, в Чувашии, в Сибири.

— В нашей душе есть такое самоопределение – мишари. Это важно, ценно для нас. Новый историко-культурный центр позволит узнать побольше информации о своих корнях и предках, объединить представителей этноса. 10 сентября будет официальное открытие, – говорит Айдар Сираев.

 

ИА «Башинформ»

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter или

Оставлять комментарии к новостям можно в группах "вконтакте" и в "фейсбуке".

Если у вас есть новости, которые могут быть интересны агентству, присылайте ваши сообщения, фото и видео в нашу редакцию на электронную почту [email protected], в наши группы в соцсетях «ВКонтакте», Facebook.

Читайте нас в Яндекс.Новостях

Лонгриды
закрыть