Уважаемый пользователь, Вы пользуетесь устаревшим браузером, который не поддерживает современные веб-стандарты и представляет угрозу вашей безопасности. Для корректного отображения сайта рекомендуем установить актуальную версию любого современного браузера:

Прочитать в мобильной версии сайта

РУС

USD 76.98 ↑

EUR 92.23 ↓

16 апреля Пятница

Уфа   °

Молния

Композитор Владимир Мартынов: «Каждый художник должен пройти историю отверженной любви»

КУЛЬТУРА

Владимир Мартынов рассказал уфимцам о своей опере «Vita Nuova» — «Новая жизнь», неразделенной любви и будущем оперного жанра. Онлайн-встреча с московским композитором, музыковедом, философом Владимиром Мартыновым была организована Башкирским театром оперы и балета. Ко встрече также подключилась режиссер спектакля Елизавета Корнеева, которая сейчас находится в Красноярске.

Выяснилось, что Владимир Иванович ввиду своей большой загруженности еще не видел уфимский спектакль, но надеется посмотреть его в записи в ближайшее время. Как рассказал композитор, сейчас он занят подготовкой большого представления с вертепом в «Зарядье», которое будет представлено к следующему Рождеству. В эти дни также состоялась презентация второго тома его «Книги перемен». Вместе с тем композитор не исключает своего приезда в Уфу на спектакль, который вновь будет показан 23-24 апреля.

Новая работа Башоперы (премьера прошла 5-6 марта) вызвала большой интерес музыкальной общественности. Опера Мартынова «Vita Nuova» написана по одноимённому произведению Данте Алигьери. В автобиографическом сборнике, созданном после смерти возлюбленной поэта Беатриче, описываются переживания автора.

«Главная тема оперы — любовь, благодаря чему и существует Вселенная. А Данте и Беатриче — они аватары этой любви, её проявления. Мысль Данте заходит дальше этих аватаров, он как бы перешагивает за реальность себя и предмета своей любви. Это лучезарная любовь, которая всё ослепляет и в чём всё растворяется», — пояснил композитор.
Мартынов считает, что каждый настоящий «художник должен пройти историю отверженной любви», которая становится для него своего рода инициацией. Композитор посоветовал прочитать его книги «Автоархеология. 1952–1972» и «Автоархеология. 1978–1998», в которых рассказывает историю собственной неразделенной любви и создания оперы «Vita Nuova».

Напомним, эта опера Владимира Мартынова была написана по заказу Мариинского театра. В 2003 году Валерий Гергиев исполнил ее фрагменты. В 2009 году состоялось концертное исполнение в Лондоне, Лондонским филармоническим оркестром дирижировал Владимир Юровский. Композитор поделился воспоминаниями о подготовке лондонской концертной премьеры.

«В Лондоне мы две недели репетировали до премьеры. Сначала это были репетиции под рояль, потом оркестровые, это была серьезная, кропотливая работа. Когда уже появляются такие эталонные записи, на них можно ориентироваться. Уфимские постановщики уже имели в виду этот исходник», — отметил композитор.
Елизавета Корнеева рассказала о заложенных Данте числовых символах спектакля — тройке, девятке, имеющих важное значение в содержании произведения. По словам режиссера, сама структура спектакля тоже математически выстроена на триединстве — три работающих поля, три плана, три героя на сцене.

«После премьеры некоторые зрители сказали, что ничего не поняли, — призналась режиссер. — Но иногда не нужно вникать, а просто поверить своей эмоции. Мы поднимали один из самых великих мифов о любви Данте и Беатриче, очень приятно, когда идет эмоциональная реакция».

Мартынов, в свою очередь, посоветовал тем, кто хочет разобраться в драматургии и смысловой символике, прочесть текст литературного первоисточника.

Отвечая на вопрос о будущем оперы, композитор подчеркнул, что в настоящее время любой вид искусства находится в кризисе и на грани перерождения в новое качество.

«Будущего у оперного жанра, в том виде, какой он есть сейчас, — нет. Это уже будет нечто другое, — рассуждает композитор. — Скорее, это будет новая литургия, новая мистерия, новый миф, — может, то, к чему Вагнер стремился, но невозможно было осуществить в буржуазном, капиталистическом обществе. Может, это мечты, которым предавался Скрябин, — Мистерия, в результате исполнения которой должен наступить Конец Света. Мы не должны думать о будущем оперного жанра, большой книги или масляной живописи, должны стремиться переступить грань в надежде на то, что нам откроется видение будущего мира».

 

Лейла Аралбаева

Теги: опера
Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter или

Оставлять комментарии к новостям можно в группах "вконтакте" и в "фейсбуке".

Если у вас есть новости, которые могут быть интересны агентству, присылайте ваши сообщения, фото и видео в нашу редакцию на электронную почту [email protected], в наши группы в соцсетях «ВКонтакте», Facebook.

Читайте нас в Яндекс.Новостях

Лонгриды
закрыть