26 июля 1970 года в Стамбуле (Турция), несколько месяцев не
дожив до 80 лет, скончался Ахмет Зеки Велиди Тоган. Ученый-историк,
профессор Стамбульского университета, имел очень даже
большое отношение к Башкирии, где был более известен под
несколько иным именем - Ахмет-Заки Валидов (Валиди). И не только
потому, что родился и вырос в Уфимской губернии, но потому что
на заре советского периода сыграл в истории Башкортостана весьма
заметную роль. Имя Валиди на его родине на долгие годы было предано забвению:
в свое время, преследуя одну и ту же главную политическую цель, он
вначале перешел на сторону Советской власти, затем какое-то
время снова боролся против нее. А оппозиционеров никогда не
любило и не будет любить ни одно государство в мире.
С развалом СССР и сменой политического строя ситуация
изменилась, ранее "опальный" Ахмет-Заки Валиди автоматически
перешел в разряд героев, достойных исключительно поклонения. Но,
вне зависимости от отношения к его политическим взглядам и
делам, следует признать, что именно теперь его имя в истории
Башкортостана заняло то место, которое принадлежит ему по
праву: и по масштабам сделанного для башкирского народа, роли в
событиях, происходивших на территории Башкортостана, и по
вкладу, внесенному в мировую историческую науку в
эмиграции. Недаром имя Валиди присвоено Национальной библиотеке
Республики Башкортостан.
Родился Ахмет-Заки Валиди 10 декабря 1890 года в деревне
Кузенево Петровской волости Стерлитамакского уезда Уфимской
губернии в семье муллы. Учился в Казанском медресе, затем
преподавал в нем тюркскую историю и историю арабской и тюркской
литератур. В 1912 году в Казани опубликовал первую из своих
многочисленных работ - "История тюрков и татар" на татарском
языке. Занимался историей, востоковедением, журналистикой,
работал для Бюро мусульманской фракции в 4-й Государственной
Думе (1916 год). Во время Февральской революции 1917 года
находился в Петрограде, был избран членом Временного
центрального бюро российских мусульман. Вместе со своими
единомышленниками весной 1917-го выступил против объявленного
министром иностранных дел Временного правительства, кадетом П.Н.
Милюковым курса на продолжение войны до победного конца.
На съезде Мусульманского совета (Ташкент, 16-23 апреля)
Валиди избрали делегатом от Туркестанского края на первый
Всероссийский мусульманский съезд. В апреле он вступил в партию
эсеров, в мае вышел из нее. Хотел создать мусульманскую
социалистическую партию, но продолжал поддерживать левых
эсеров. На 1-м Всероссийском мусульманском съезде (Москва, май)
был избран во Всероссийский мусульманский совет, на котором
башкирская делегация по его настоянию выдвинула требования об
автономии Башкортостана, формировании башкирских войск и решения
земельного вопроса. Был членом Башкирского облбюро по подготовке
1-го Всебашкирского съезда, членом Президиума этого съезда
(Оренбург, июль), на котором был избран заместителем
председателя Башкирского областного Шуро. Стал членом
Учредительного Собрания от башкир-федералистов Уфимской
губернии.
После Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде
переехал вместе с Башкирским областным Шуро из Уфы в Оренбург,
где Шуро примкнуло к сформированному в октябре Комитету спасения
Родины и Революции во главе с атаманом А.И. Дутовым. 11 ноября
1917 года своим первым Фарманом (приказом) Шуро декларировало
свое видение автономии Башкортостана и пути ее достижения. Вслед
за Председателем Башкирского Совета Шарифом Манатовым свою
подпись под этим документом поставил его помощник и зав.
внутренними организациями Ахмет-Заки Валидов.
Через четыре дня приказом N2 Башкирский областной совет
объявил "башкирскую территорию Оренбургской, Уфимской, Самарской
и Пермской губерний с сего 15 ноября автономной частью
Российской Республики и до окончательного установления границ
Областным Учредительным съездом (курултаем), созываемого в г.
Оренбурге 8 декабря с.г.", приступил "к фактическому
осуществлению автономного управления Башкирией в пределах пока
одной башкирской территории...". И опять под Фарманом стояли
подписи Ш.Манатова и З.Валидова (в те годы Валиди подписывался
по разному: А.Валидов, З.Валидов).
Курултай, проходивший с 8 по 20 ноября, утвердил
территориальную автономию Башкурдистана, который "входит в
состав России как один из национально-территориальных штатов".
Все это происходило на фоне борьбы оренбургских казаков
Дутова с большевиками. Башкирские войска, созданием которых
занимался Валиди, вошедший в Башкирское правительство, избранное
на Курултае в Оренбурге, и возглавивший военный отдел и Военный
совет при военном отделе, еще не имели достаточного уровня
боеготовности и ни во что не вмешивались. После взятия
большевиками Оренбурга (18 января 1918 г.), 4 февраля Заки
Валиди и еще несколько членов Башкирского правительства были
арестованы по обвинению в сотрудничестве с Дутовым. Председателя
правительства Ю.Бикбова среди арестованных не оказалось.
В апреле казаки Дутова совершили налет на Оренбург и
освободили узников. С июня, после захвата Челябинска чехо-словаками,
Башкирское правительство снова приступило к
формированию национальных войск, сотрудничая с Дутовым,
Комитетом членов Учредительного Собрания, Сибирским
правительством. Валидов был представителем Башкирского
правительства на Государственном совещании в Уфе (сентябрь,
1918). Но адмирал Колчак в ноябре 1918-го не признал суверенитета
Башкортостана. И тогда многотысячное башкирское войско, с 22
ноября руководимое Валидовым, перешло на сторону Советской
власти. Переход был организован и осуществлен в середине февраля
1919 г. в сжатые сроки благодаря огромной популярности Валидова
в башкирском народе, в национальных войсках.
16 февраля 1919 г. в Темясово Валидов издал
приказ, в котором объявил, что "башкирское войско с 10 часов 18
февраля 1919 г. переходит на сторону Советской власти и начинает
совместно с советской Красной Армией беспощадную борьбу с
врагами революции, свободы и самоопределения нации - Колчаком,
Дутовым и всеми мировыми империалистами".
Впоследствии в своих сочинениях на чужбине Валиди писал: "Мы
пожертвовали идеалами свободы и демократии, ... склонили головы
перед врагами, с которыми боролись с таким упорством, положили к
их стопам наши чаяния и волю, не зная, в каких целях нами
воспользуются. Мне представлялись картины мрачного будущего
нашего народа". Но это было потом, через много лет.
А пока белогвардейский генерал Печенкин отдал приказ об
аресте и преданию полевому суду "изменников Башкирии" и
"предателей народа" Валидова, Алкина и сообщил, что "Валидов
получил от большевиков за измену 2 миллиона рублей".
В масштабах небольшой статьи трудно передать всю
противоречивость ситуации тех лет, постоянно изменявшегося
положения, в котором требовалось принимать правильные и
просчитанные далеко вперед решения всем тем, кто хотел своей
стране и своему народу лучшего будущего. Приведенные выше
выдержки из документов не претендуют на то, чтобы как-то
обозначить и охарактеризовать деятельность Валиди в годы
становления Советской власти. Но они наглядно свидетельствуют о
достаточно больших масштабах этой исторической фигуры.
В конце 1919 года Валидов вступил в РКП(б). Считая
постановление ВЦИК и СНК РСФСР "О государственном устройстве
Автономной Советской Башкирской Республики" от 19 мая 1920 года
неприемлемым, уехал из Москвы, куда был отозван по решению
пленума ЦК РКП(б) от 8 апреля, в Среднюю Азию. В сентябре 1920
года отправил письмо с изложением своей позиции В.И. Ленину (копии -
Л.Д. Троцкому, И.В. Сталину, А.И. Рыкову), а затем стал одним из
идеологов и организаторов басмаческого движения.
В феврале 1923 года эмигрировал и вновь занялся наукой, в
которой добился гораздо более внушительных результатов, чем в
политической деятельности.
Восстанавливая и продолжая дореволюционное восхождение в
востоковедении, в библиотеках Ирана Валиди обнаружил рукописи
путешественников Ибн аль Факиха и Ибн-Фадлана, считавшиеся
безнадежно утерянными. Уже этих открытий было бы достаточно для
бессмертия в науке. Но открытия продолжались и в Турции.
Результатом их стал труд Валиди "Ценные сочинения в
Стамбульских библиотеках", получивший высокую оценку
исследователей. Широчайшую известность в научном мире принесло
Валиди издание в Лейпциге в 1939 году книги "Путевые заметки Ибн-
Фадлана", названной "Малой тюркской исторической энциклопедией".
От Ахмет-Заки Валиди как крупного исследователя восточных источников
потребовалось знание многих восточных и европейских языков,
кропотливая работа в книгохранилищах Туркестана, Ирана, Турции,
Германии, Великобритании, Франции и др. А зенитом
научной деятельности стала работа в качестве председателя ХХII
Всемирного конгресса востоковедов, организованного и
проведенного под его руководством в Стамбуле в 1951 году.
В 2000 году к 110-летию со дня его рождения в Уфе в
издательстве "Китап" вышла в свет книга кандидата философских
наук Амира Юлдашбаева "Известный и неизвестный Заки Валиди (в
памяти своих современников)". 320-страничный труд получил
высокую оценку специалистов, в частности доктора исторических
наук Марата Ямалова.
"Издание отличает обстоятельность, взвешенность оценок,
попытка разобраться в непростых коллизиях времени, создать
целостный образ ученого, политического деятеля и человека, -
написал рецензент. - Статьи и воспоминания отражают уважение,
любовь и восхищение незаурядной личностью Заки Валиди: подобраны
с таким расчетом, чтобы отразить масштаб и многогранность
личности...".
Всех, кого заинтересовала личность Ахмет-Заки Валиди,
отсылаем к этой книге. А в заключение приведем слова из
опубликованного в ней же письма известного партийного деятеля
Мирсаида Султан-Галиева, написанного им членам Центральной
контрольной комиссии большевистской партии: "З.Валидов - один из
тех "самородков", которые создаются лишь веками...". Мнение
человека, разошедшегося с Валиди во взглядах, высказанное еще до
его великих открытий в исторической науке, дорогого стоит.
Автор: Николай Ермоленко