Все новости
Политика
22 Июля 2005, 21:21

Ахмет-Заки Валиди: "самородок", созданный веками. К 35-летию со дня смерти

26 июля 1970 года в Стамбуле (Турция), несколько месяцев не дожив до 80 лет, скончался Ахмет Зеки Велиди Тоган. Ученый-историк, профессор Стамбульского университета, имел очень даже большое отношение к Башкирии, где был более известен под несколько иным именем - Ахмет-Заки Валидов (Валиди). И не только потому...

26 июля 1970 года в Стамбуле (Турция), несколько месяцев не дожив до 80 лет, скончался Ахмет Зеки Велиди Тоган. Ученый-историк, профессор Стамбульского университета, имел очень даже большое отношение к Башкирии, где был более известен под несколько иным именем - Ахмет-Заки Валидов (Валиди). И не только потому, что родился и вырос в Уфимской губернии, но потому что на заре советского периода сыграл в истории Башкортостана весьма заметную роль. Имя Валиди на его родине на долгие годы было предано забвению: в свое время, преследуя одну и ту же главную политическую цель, он вначале перешел на сторону Советской власти, затем какое-то время снова боролся против нее. А оппозиционеров никогда не любило и не будет любить ни одно государство в мире.
С развалом СССР и сменой политического строя ситуация изменилась, ранее "опальный" Ахмет-Заки Валиди автоматически перешел в разряд героев, достойных исключительно поклонения. Но, вне зависимости от отношения к его политическим взглядам и делам, следует признать, что именно теперь его имя в истории Башкортостана заняло то место, которое принадлежит ему по праву: и по масштабам сделанного для башкирского народа, роли в событиях, происходивших на территории Башкортостана, и по вкладу, внесенному в мировую историческую науку в эмиграции. Недаром имя Валиди присвоено Национальной библиотеке Республики Башкортостан.
Родился Ахмет-Заки Валиди 10 декабря 1890 года в деревне Кузенево Петровской волости Стерлитамакского уезда Уфимской губернии в семье муллы. Учился в Казанском медресе, затем преподавал в нем тюркскую историю и историю арабской и тюркской литератур. В 1912 году в Казани опубликовал первую из своих многочисленных работ - "История тюрков и татар" на татарском языке. Занимался историей, востоковедением, журналистикой, работал для Бюро мусульманской фракции в 4-й Государственной Думе (1916 год). Во время Февральской революции 1917 года находился в Петрограде, был избран членом Временного центрального бюро российских мусульман. Вместе со своими единомышленниками весной 1917-го выступил против объявленного министром иностранных дел Временного правительства, кадетом П.Н. Милюковым курса на продолжение войны до победного конца.
На съезде Мусульманского совета (Ташкент, 16-23 апреля) Валиди избрали делегатом от Туркестанского края на первый Всероссийский мусульманский съезд. В апреле он вступил в партию эсеров, в мае вышел из нее. Хотел создать мусульманскую социалистическую партию, но продолжал поддерживать левых эсеров. На 1-м Всероссийском мусульманском съезде (Москва, май) был избран во Всероссийский мусульманский совет, на котором башкирская делегация по его настоянию выдвинула требования об автономии Башкортостана, формировании башкирских войск и решения земельного вопроса. Был членом Башкирского облбюро по подготовке 1-го Всебашкирского съезда, членом Президиума этого съезда (Оренбург, июль), на котором был избран заместителем председателя Башкирского областного Шуро. Стал членом Учредительного Собрания от башкир-федералистов Уфимской губернии.
После Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде переехал вместе с Башкирским областным Шуро из Уфы в Оренбург, где Шуро примкнуло к сформированному в октябре Комитету спасения Родины и Революции во главе с атаманом А.И. Дутовым. 11 ноября 1917 года своим первым Фарманом (приказом) Шуро декларировало свое видение автономии Башкортостана и пути ее достижения. Вслед за Председателем Башкирского Совета Шарифом Манатовым свою подпись под этим документом поставил его помощник и зав. внутренними организациями Ахмет-Заки Валидов.
Через четыре дня приказом N2 Башкирский областной совет объявил "башкирскую территорию Оренбургской, Уфимской, Самарской и Пермской губерний с сего 15 ноября автономной частью Российской Республики и до окончательного установления границ Областным Учредительным съездом (курултаем), созываемого в г. Оренбурге 8 декабря с.г.", приступил "к фактическому осуществлению автономного управления Башкирией в пределах пока одной башкирской территории...". И опять под Фарманом стояли подписи Ш.Манатова и З.Валидова (в те годы Валиди подписывался по разному: А.Валидов, З.Валидов).
Курултай, проходивший с 8 по 20 ноября, утвердил территориальную автономию Башкурдистана, который "входит в состав России как один из национально-территориальных штатов".
Все это происходило на фоне борьбы оренбургских казаков Дутова с большевиками. Башкирские войска, созданием которых занимался Валиди, вошедший в Башкирское правительство, избранное на Курултае в Оренбурге, и возглавивший военный отдел и Военный совет при военном отделе, еще не имели достаточного уровня боеготовности и ни во что не вмешивались. После взятия большевиками Оренбурга (18 января 1918 г.), 4 февраля Заки Валиди и еще несколько членов Башкирского правительства были арестованы по обвинению в сотрудничестве с Дутовым. Председателя правительства Ю.Бикбова среди арестованных не оказалось.
В апреле казаки Дутова совершили налет на Оренбург и освободили узников. С июня, после захвата Челябинска чехо-словаками, Башкирское правительство снова приступило к формированию национальных войск, сотрудничая с Дутовым, Комитетом членов Учредительного Собрания, Сибирским правительством. Валидов был представителем Башкирского правительства на Государственном совещании в Уфе (сентябрь, 1918). Но адмирал Колчак в ноябре 1918-го не признал суверенитета Башкортостана. И тогда многотысячное башкирское войско, с 22 ноября руководимое Валидовым, перешло на сторону Советской власти. Переход был организован и осуществлен в середине февраля 1919 г. в сжатые сроки благодаря огромной популярности Валидова в башкирском народе, в национальных войсках.
16 февраля 1919 г. в Темясово Валидов издал приказ, в котором объявил, что "башкирское войско с 10 часов 18 февраля 1919 г. переходит на сторону Советской власти и начинает совместно с советской Красной Армией беспощадную борьбу с врагами революции, свободы и самоопределения нации - Колчаком, Дутовым и всеми мировыми империалистами".
Впоследствии в своих сочинениях на чужбине Валиди писал: "Мы пожертвовали идеалами свободы и демократии, ... склонили головы перед врагами, с которыми боролись с таким упорством, положили к их стопам наши чаяния и волю, не зная, в каких целях нами воспользуются. Мне представлялись картины мрачного будущего нашего народа". Но это было потом, через много лет.
А пока белогвардейский генерал Печенкин отдал приказ об аресте и преданию полевому суду "изменников Башкирии" и "предателей народа" Валидова, Алкина и сообщил, что "Валидов получил от большевиков за измену 2 миллиона рублей".
В масштабах небольшой статьи трудно передать всю противоречивость ситуации тех лет, постоянно изменявшегося положения, в котором требовалось принимать правильные и просчитанные далеко вперед решения всем тем, кто хотел своей стране и своему народу лучшего будущего. Приведенные выше выдержки из документов не претендуют на то, чтобы как-то обозначить и охарактеризовать деятельность Валиди в годы становления Советской власти. Но они наглядно свидетельствуют о достаточно больших масштабах этой исторической фигуры.
В конце 1919 года Валидов вступил в РКП(б). Считая постановление ВЦИК и СНК РСФСР "О государственном устройстве Автономной Советской Башкирской Республики" от 19 мая 1920 года неприемлемым, уехал из Москвы, куда был отозван по решению пленума ЦК РКП(б) от 8 апреля, в Среднюю Азию. В сентябре 1920 года отправил письмо с изложением своей позиции В.И. Ленину (копии - Л.Д. Троцкому, И.В. Сталину, А.И. Рыкову), а затем стал одним из идеологов и организаторов басмаческого движения.
В феврале 1923 года эмигрировал и вновь занялся наукой, в которой добился гораздо более внушительных результатов, чем в политической деятельности.
Восстанавливая и продолжая дореволюционное восхождение в востоковедении, в библиотеках Ирана Валиди обнаружил рукописи путешественников Ибн аль Факиха и Ибн-Фадлана, считавшиеся безнадежно утерянными. Уже этих открытий было бы достаточно для бессмертия в науке. Но открытия продолжались и в Турции. Результатом их стал труд Валиди "Ценные сочинения в Стамбульских библиотеках", получивший высокую оценку исследователей. Широчайшую известность в научном мире принесло Валиди издание в Лейпциге в 1939 году книги "Путевые заметки Ибн- Фадлана", названной "Малой тюркской исторической энциклопедией". От Ахмет-Заки Валиди как крупного исследователя восточных источников потребовалось знание многих восточных и европейских языков, кропотливая работа в книгохранилищах Туркестана, Ирана, Турции, Германии, Великобритании, Франции и др. А зенитом научной деятельности стала работа в качестве председателя ХХII Всемирного конгресса востоковедов, организованного и проведенного под его руководством в Стамбуле в 1951 году.
В 2000 году к 110-летию со дня его рождения в Уфе в издательстве "Китап" вышла в свет книга кандидата философских наук Амира Юлдашбаева "Известный и неизвестный Заки Валиди (в памяти своих современников)". 320-страничный труд получил высокую оценку специалистов, в частности доктора исторических наук Марата Ямалова.
"Издание отличает обстоятельность, взвешенность оценок, попытка разобраться в непростых коллизиях времени, создать целостный образ ученого, политического деятеля и человека, - написал рецензент. - Статьи и воспоминания отражают уважение, любовь и восхищение незаурядной личностью Заки Валиди: подобраны с таким расчетом, чтобы отразить масштаб и многогранность личности...".
Всех, кого заинтересовала личность Ахмет-Заки Валиди, отсылаем к этой книге. А в заключение приведем слова из опубликованного в ней же письма известного партийного деятеля Мирсаида Султан-Галиева, написанного им членам Центральной контрольной комиссии большевистской партии: "З.Валидов - один из тех "самородков", которые создаются лишь веками...". Мнение человека, разошедшегося с Валиди во взглядах, высказанное еще до его великих открытий в исторической науке, дорогого стоит. Автор: Николай Ермоленко