21 февраля во всем мире отмечается Международный день родного языка.
Инициатива проведения этого праздника была выдвинута на 30-й сессии
Генеральной конференции ЮНЕСКО в ноябре 1999 года с целью сохранения и
развития исчезающих языков, поощрения лингвистического многообразия и
многоязычного образования, а также повышения осведомленности о
языковых и культурных традициях.
Согласно данным ООН по вопросам образования, науки и культуры, в
настоящее время половине из примерно 6700 языков на планете грозит
исчезновение. Вместе с тем, по словам генерального директора ЮНЕСКО Коичиро
Мацууры, сохранение родных языков стоит в одном ряду с охраной народной
музыки и танцев, обрядов и устного народного творчества - памятников
нематериального культурного наследия.
Для сохранения языкового многообразия ЮНЕСКО предпринимает ряд мер. В
частности, были профинансированы проекты лингвистического многообразия в
Интернете, предусматривающие введение во множество сайтов текстов на редких
языках и внедрение систем автоматического перевода с них. Среди мероприятий,
реализуемых в рамках празднования этого дня в различных странах мира,
проводятся различные семинары, выставки учебников, аудиовизуальных материалов
по преподаванию и изучению языков, фестивали языков в школах, а также конкурсы
для определения самого лучшего преподавателя родного языка и на лучшее знание
языков среди учеников и студентов.
В Республике Башкортостан, где проживают представители более ста
национальностей, с целью сохранения родного языка внедрена и успешно
развивается система национального образования, являющаяся неотъемлемой и
органичной составляющей общей системы образования.
Как свидетельствует опыт образования, развитие сети национальных
образовательных учреждений служит эффективным механизмом обеспечения мирного
и конструктивного сосуществования всех народов, проживающих в Башкортостане.
В нашей республике национальная школа является одним из наиболее
действенных средств, способствующих сохранению родного, национального языка,
регулированию процесса возрождения и развития народов, укреплению
межнационального согласия, формированию и воспроизводству интеллектуального
и творческого потенциала каждого этноса.
Республика Башкортостан, предоставляя право каждому народу иметь
собственную систему национального обучения и воспитания, является одним из
самых прогрессивных в этом отношении субъектов Российской Федерации. За годы
самостоятельного государственного социально-экономического и
национально-культурного строительства Башкортостан достиг значительного
прогресса в развитии национальных школ. Так, например, если в 1990 году было
организовано изучение восьми родных национальных языков, то сегодня в нашей
республике дети изучают 14 языков народов, проживающих в Башкортостане.
На шести языках - башкирском, русском, татарском, чувашском, марийском,
польском - организовано обучение и восемь языков - мордовский, удмуртский,
немецкий, украинский, белорусский, греческий, еврейский, латышский -
изучаются как предмет.
Президент, парламент, правительство, администрации городов и районов
принимают необходимые меры для полноценного развития национальных
образовательных учреждений для каждого народа, представленного в
Башкортостане и развивающего свои национальные традиции.
В соответствии с Законом Республики Башкортостан "Об образовании" сфера
образования провозглашена приоритетной. Основные направления государственной
образовательной политики республики в целях сохранения единого
образовательного пространства и обеспечения единой государственной политики в
области образования строятся на основе международного, федерального и
регионального законодательств. Формирование национальной системы образования,
органично включенной в российское образовательное пространство, становится
достижимым при реализации федеральной и разработке собственной республиканской
законодательной и нормативно-правовой базы в области национального обучения
и воспитания.
Основными целями государственной национальной политики Республики
Башкортостан, определяемыми Президентом республики в ежегодном Послании
Государственному Собранию, являются укрепление и совершенствование
национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития
культуры и языка каждого народа наряду с воспитанием уважения к культуре,
истории, языкам других народов России и Башкортостана, мировым культурным
ценностям.
Законодательное регулирование проблем развития национальной культуры и
образования, сохранения родного языка определяется также Законом Республики
Башкортостан "О национально-культурных объединениях граждан в Республике
Башкортостан" (1998 г.), в котором обозначены формы и методы взаимодействия
общественных объединений с государственными организациями по обеспечению
реализации прав граждан на получение национального образования. Настоящий
Закон был конкретизирован в Указе Президента Республики Башкортостан
"О республиканских программах национально-культурного развития народов
Башкортостана" (1998 г.).
Автор: Сергей Шушпанов