I. Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 290-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 290-ФЗ) в законодательство о применении контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) внесены существенные изменения. В частности, введено обязательное применение ККТ, обеспечивающей запись и хранение фискальных данных в фискальных накопителях и передачу фискальных документов в налоговые органы через оператора фискальных данных ("онлайн-кассы"). Изменился и порядок применения бланков строгой отчётности (далее - БСО).
Ранее случаи и порядок применения БСО были определены п. 2 ст. 2 Федерального закона от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" (далее - старая редакция Закона о ККТ). Согласно этой норме организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с Положением об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (утв. постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. N 359) могли осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения ККТ в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих БСО. Такой БСО ("старого образца") изготавливался типографским способом или формировался с использованием автоматизированных систем на бумажном носителе.
Таким образом, старая редакция Закона о ККТ действительно предусматривала возможность выдачи БСО только населению, причём к населению относились и индивидуальные предприниматели (п. 4 постановления Пленума ВАС РФ от 31.07.2003 N 16). В случае оказания услуг юридическим лицам за наличный расчёт должна была применяться ККТ.
II. В настоящее время в соответствии с ч. 8 ст. 7 Закона N 290-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающих услуги общественного питания), вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих БСО ("старого образца") в порядке, установленном старой редакцией Закона о ККТ, до 1 июля 2019 года.
Особо отметим, что старая редакция Закона о ККТ распространялась только на наличные расчёты и на расчёты с использованием платёжных карт, а применение БСО старого образца допускалось только при оказании услуг населению. Однако ч. 8 ст. 7 Закона N 290-ФЗ не ограничивает возможность применения этого порядка только услугами, оказываемыми населению. Теперь (на период до 1 июля 2019 г.) право не применять ККТ при условии выдачи БСО старого образца распространено и на выполнение работ, чего старая редакция Закона о ККТ вообще не предусматривала. Причём в отношении работ не указано, что они должны выполняться для населения.
В связи с этим полагаем, что в настоящее время правом не применять ККТ при условии выдачи БСО старого образца обладают все организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие услуги населению, а также выполняющие работы, вне зависимости от того, кто является заказчиком работ.
Более того, отвечая на вопрос о применении ККТ и БСО при безналичной оплате услуг, Минфин России разъясняет, что поскольку порядок выдачи БСО без применения ККТ при оплате услуг с использованием платежных поручений ранее установлен не был, налогоплательщик до 1 июля 2019 г. вправе осуществлять расчеты в таком случае без применения ККТ и без выдачи БСО (смотрите, например, письма Минфина России от 11 сентября 2018 г. N 03-01-15/65009, N 03-01-15/65044).
В отношении наличных расчётов за выполненные работы подобных разъяснений не имеется. Вместе с тем, учитывая буквальное понимание нормы ч. 8 ст. 7 Закона N 290-ФЗ, полагаем, что выдача БСО вместо чека ККТ при расчёте наличными за выполненные работы для юридического лица не будет являться нарушением.
III. Согласно ст. 1.1 действующей редакции Закона о ККТ (теперь он называется "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации") бланком строгой отчетности именуется первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением автоматизированной системы для БСО в момент расчета между пользователем и клиентом за оказанные услуги, содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении ККТ. В свою очередь, автоматизированная система для БСО - это контрольно-кассовая техника, используемая для формирования в электронной форме бланков строгой отчетности, а также их печати на бумажных носителях. К БСО предъявляются те же требования, что и к кассовому чеку (ст. 4.7 Закона о ККТ).
Таким образом, хотя понятие БСО в законодательстве формально сохраняется, фактически БСО "нового образца" мало чем отличается от кассового чека, а расчёты с выдачей БСО по новым правилам (которые окончательно вытеснят старые БСО с 1 июля 2019 г.) ничем не отличаются от расчётов с применением ККТ.
Новый БСО должен выдаваться всем клиентам (и физическим, и юридическим лицам) при расчёте за оказанные услуги.
Индивидуальный предприниматель, применяющий патентную систему налогообложения, осуществляющий техническое обслуживание и ремонт автотранспортных и мототранспортных средств, машин и оборудования (пп. 9 п. 2 ст. 346.43 НК РФ), до 1 июля 2019 г. при осуществлении наличных расчётов вправе выдавать вместо чека ККТ товарный чек, квитанцию или другой аналогичный документ об оплате, который не является БСО (п. 3 ч. 7.1 ст. 7 Закона N 290-ФЗ).
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Информационное правовое обеспечение ГАРАНТ
Многоканальный телефон: (347) 292-44-44