До выборов Главы Республики Башкортостан осталось

На пути к новому Генплану: 8 проблем развития Уфы

УФА, 7 фев 2020. /ИА «Башинформ», Сергей Николаев/.

Институт Генплана Москвы ведет разработку Генерального плана развития Уфы на период до 2040 года. Именно этот документ должен определить основные направления развития столицы Башкирии на два ближайших десятилетия. Но как показывает опыт, не один из предыдущих Генпланов так и не смог дать правильную оценку долгосрочных параметров социально-экономического развития города, а приоритеты застройки менялись на прямо противоположные. В уфимской Главархитектуре заявляют о том, что новый Генплан должен быть гибким и иметь возможность меняться в зависимости от обстоятельств. Сейчас можно выделить как минимум 8 проблемных аспектов жизни и развития Уфы, которые не потеряют своей актуальности в долгосрочный период.

  

Проблема 1. Где лучше строить?

За 40 последних лет несколько вариантов Генпланов Уфы предлагали совершенно разные приоритеты развития города. В 1980-е годы, после застройки основных территорий вдоль проспекта Октября, появления микрорайонов Инорс, Сипайлово и Зеленая роща было решено, что город должен шагнуть за реку Уфу в строну Зауфимья, определенного приоритетом будущей застройки. Для обеспечения транспортной доступности был спроектирован Восточный выезд, выходящий на федеральную трассу М-5.

Однако в середине 90-х Зауфимье признали слишком проблемной площадкой, с большой зоной затопления и без инженерных сетей. Новый Генплан 1995 года, скорректированный в 2006 году, отдал приоритет развитию Затона, Забелья, Демы и прилегающих к ним территорий.

В последние годы городские власти стали говорить о приоритете застройки территории Уфимского полуострова, прежде всего, попадающих под расселение больших массивов частного сектора и ветхих двухэтажных домов. Этот вариант, позволяющий экономить на создании инфраструктуры и инженерных сетей, выгоден застройщикам. Согласно уже разработанным проектам планировок, на территории Уфимского полуострова можно построить 8 миллионов квадратных метров жилья, а за его пределами в Заречье – всего 6,5 млн. кв.м. С учетом того, что в Уфе ежегодно строится около полумиллиона квадратных метров многоквартирных домов, только разработанные проекты сделают полуостров центром застройки как минимум на 16 ближайших лет.

Здесь город может столкнуться с целым рядом проблем, главная из которых – перегрузка дорожной инфраструктуры. Каждый новый жилой комплекс — это тысячи автомобилей его  жильцов. В центре сосредоточены главные вузы, офисы, министерства, органы власти, формирующие трафик людей не только из периферийных районов Уфы, но и всей республики. Чтобы избежать транспортного коллапса, вполне возможно, придется вводить ограничительные меры на этажность новых домов, выносить из центра учебные заведения и госаппарат. По такому пути уже идут многие европейские города. Не исключено, что ряд центральных районов останется малоэтажным. К примеру, в Нижегородке, согласно утвержденному проекту планировки, на месте частного сектора можно построить 1,6 миллиона кв.м. нового жилья. Но у экспертов вызывают сомнения коммерческие перспективы такого проекта из-за низкорасположенной и сильнозатапливаемой территории микрорайона.  

  

Проблема 2. Школы и детсады

Уплотнительная застройка также ведет к перегрузке социальной инфраструктуры. Согласно оценкам, приведенным на круглом столе «Анализ существующего положения, проблем и предпосылок развития города Уфы», доля переполненных уфимских школ, где фактическая наполняемость выше проектной емкости, составляет 70%, а детских садов -  99%. Это стало следствием строительства жилья без социальной инфраструктуры и потери 150 ведомственных детских садов, перепрофилированных из-за спада рождаемости 1990-х годов.  

Согласно изменений в Генплан развития Уфы, потребность города оценивается в 229 детских садов на 36 тысяч воспитанников и 122 школы на 116,8 тысяч учеников. Строительство новых образовательных учреждений осложняет растущий дефицит свободных площадок, особенно в центральных районах столицы. Расходы на снос и расселение ветхих домов могут быть равны или превышать стоимость объекта. Для снижения издержек и экономии места будут строиться универсальные образовательные комплексы, включающие школу, детсад, кружки и спортивные секции. Сейчас один такой комплекс возводится в Инорсе, еще несколько запланированы в разных районах Уфы. Для снижения нагрузки на бюджет власти города и республики планируют более активно привлекать застройщиков к возведению школ и детских садов.

  

Проблема 3. Мосты

По данным Главархитектуры Уфы, входящий трафик на пяти въездах на территорию Уфимского полуострова составляет 165 тысяч автомобилей в сутки, при том что в самом городе зарегистрировано около полумиллиона машин.

Наиболее загруженным является Южный въезд со стороны аэропорта. По нему в город ежесуточно заходит 84 тысяч транспортных средств, что составляет половину всего въездного трафика и сравнимо с нагрузкой на МКАД. Второй по загруженности – Западный въезд со стороны Затона, куда выходит федеральная трасса М-7. Здесь за 24 часа проезжает в среднем 45 тысяч автомобилей.

Сейчас на самом загруженном Южном везде в дополнение к двум существующим строится третий мост. В этом году было возобновлено строительство Восточного выезда с выходом в Зауфимье. В ближайших планах — строительство моста в створе улицы Интернациональной с выходом на федеральную трассу М-7.

Но с учетом постоянного роста въездного трафика городу нужны новые переправы. Для разгрузки наиболее оживленного южного направления, где 40% трафика формируют жители Демы, рассматриваются варианты строительства моста через реку Белую, соединяющего Дему и Нижегородку, а также проект мостового перехода в Кузнецовским затоне с выходом на трассу Уфа-аэропорт в районе ТК «Метро».

В перспективе 2040 года вектор развития столицы Башкирии во многом будет определять именно появление новых мостов.  

  

Проблема 4. Скоростной общественный транспорт  

Согласно исследованиям, 40% пассажиров общественного транспорта Уфы тратят на поездку более 45 минут. Причины — в большой растянутости города с юга на север и удаленности промзон от крупных жилых массивов. Для решения проблемы в конце 1980-х годов было принято решение строить в Уфе метро. Разработанный проект предполагал две очереди подземки. Первая – от Черниковской промзоны до Бульвара Славы, вторая — от бульвара до Гостиного двора. Но метро так и начали строить из-за нехватки средств, а в 2011 году от него официально отказались, сославшись на слабые грунты.

Следующей попыткой уменьшить время поездок стал скоростной трамвай, линию которого в 2013 году планировалось проложить вдоль улицы Блюхера. Однако проект столкнулся с общественными протестами, нехваткой финансирования, и в итоге также был закрыт.    

Сейчас в качестве альтернативы метро выступает проект скоростной городской электрички, которая ходит по маршруту Дема-Шакша всего за 42 минуты. Для связи электрички и других видов транспорта надо создать транспортно-пересадочные узлы, где на поезд можно пересесть с городского автобуса или личного автомобиля, оставив его на специальной парковке. Транспортно-пересадочный узел уже готов на станции «Спортивная». Аналогичные работы запланированы на станции Дема и 1629 километр. Для обеспечения более интенсивного графика движения электричек идущие через город грузовые составы планируется пустить по Южному ж/д обходу Уфы, который должен получить вторые пути. Но конкретно, с цифрами и сроками, этот проект пока не обсуждался.

  

Проблема 5. Неустойчивый грунт

По данным сборника Института геологии Уфимского научного центра РАН, в столице Башкирии есть все условия для активного развития карстов: широкое распространение хорошо растворимых в воде пород (гипсы, известняки) и наличие движущихся подземных вод. Авторы книги «Опасные геологические процессы на территории Уфимского полуострова» говорят о не менее чем 50 объектах капстроительства, стоящих в карстоопасных зонах. Некоторые из них уже разобраны и расселены.

  

В 2005 году из-за трещин, вызванных просадками грунта, пришлось разобрать стоявшее напротив Южного автовокзала пятиэтажное здание. В 2017-м из-за проявления карста была демонтирована часть ТСК «Кувыкинский». Годом ранее из-за оползней на склоне реки Уфы был разобран практически готовый 120-метровый трамплин. В 2019 году расселена давшая трещины 4-х подъездная девятиэтажка на Уфимском шоссе, 4. Сейчас на повестке дня стоит расселение сразу 3-х многоэтажных домов по улице Интернациональной, где под землю ушел целый автомобиль.

В дальнейшем ситуация может только усложниться. Из-за растущего дефицита земли, под строительство идет все больше карстовоопасных площадок.  

«Многие территории — на склонах, в оврагах, которые раньше были отбракованы — вовлекаются в застройку, — говорит начальник Главархитектуры Уфы Олег Байдин. -   Возрастает ответственность за сооружения, а существующие строительные правила и нормы не позволяют муниципалитету требовать от застройщиков полного комплекса изысканий. По большому счету, мы находимся в заложниках совести застройщиков».

По словам экспертов, выходом может стать создание в Уфе центра мониторинга опасных геологических процессов. На его работу требуется около 50 миллионов рублей в год. Но расселение даже одно многоэтажного дома может потребовать нескольких сот миллионов.

  

Проблема 6. Памятники архитектуры

В настоящее время в Уфе находится 874 объекта культурного наследия, из которых 330 включены в реестр, а 544 относятся к категории выявленных. По данным Управления по госохране объектов культурного наследия РБ, в реставрации нуждается около 60% расположенных в городе памятников архитектуры.

Инвесторы не проявляют большого интереса к реставрации зданий-памятников из-за сложности и дороговизны такого процесса, кроме того, их расположение и планировка часто не позволяют эффективно использовать объекты в коммерческих целях. Общественные организации неоднократно сообщали, что после расселения исторические дома подвергаются мародерству и начинают разрушаться в ускоренном темпе, поскольку никто не проводит их консервацию.

Как показывает опыт других регионов, проблему можно решать несколькими путями. Один из них – прямое бюджетное финансирование и размещение в восстановленных исторических зданиях муниципальных или общественных организаций. Другим вариантом может стать предоставление права коммерческой застройки в историческом центре только с условием обязательной реставрации памятников архитектуры.

  

Проблема 7. Угроза Южному водозабору    

Крупнейший в Уфе Южный водозабор расположен ниже реки Шугуровки, куда в случае аварий могут попасть промышленные стоки с предприятий Северной промзоны. В марте 1990 года аварийная утечка с завода «Химпром» привела к так называемой фенольной катастрофе, от которой пострадал каждый второй уфимец. Сегодня «Химпром» закрыт, но на его территории остаются диоксинсодержащие отходы, относимые к веществам высших классов опасности. С территорий действующих промышленных предприятий Северной промзоны также периодически происходят утечки опасных веществ. По данным лабораторий «Уфаводоканала», пока это никак не сказалось на качестве питьевой воды, но вероятность сбросов представляет определенную угрозу.            

Защитить систему водоснабжения от техногенных угроз могло бы использование удаленных источников. В 1993 году рассматривалась возможность использовать для снабжения Уфы вод одного из крупнейших в Европе и мире родника Красный Ключ, а также рек Инзер и Зилим, при условии строительства на них специальных водохранилищ. Однако из-за сложности реализации и дороговизны, эти идеи так и не получили практического воплощения.  

  

Проблема 8. Паводки

Длина береговой линии Уфы составляет 180 километров. Затопление городских территорий начинается, когда уровень реки Белой поднимется выше 500 сантиметров. Нижегородку топит при 700 см. Подъем еще на 50 см означает приход воды в микрорайоны Кооперативная поляна, Третья пристань, Затон. При 900 см в зону затопления могут попасть более 3,6 тысячи жилых домов с населением 13,6 тыс. человек. При уровне Уфимки свыше 950 см начинает затапливать Инорс и Шакшу. Точных данных о размере ущерба от весенних паводков в Уфе нет, но счет может идти на сотни миллионов рублей.

Существующая система водохранилищ не может эффективно защищать город от паводков. Анализ, проведенный в 2005 году, показал, что емкости трех действующих водохранилищ (Павловское, Юмагузинское, Нугушскеое) недостаточно для исключения подтопления застроенных районов Уфы даже для паводков 30% обеспеченности, происходящих в среднем каждые три года.

Для решения проблемы в советские годы планировалось построить каскад из около 10 плотин, но этим планам так и не суждено было сбыться. Еще раз к вопросу вернулись в 2010 году, когда между Башкирией и компанией «РусГидро» было подписано рамочное соглашение о создании в верхнем течении реки Уфа новой Нижне-Суянской ГЭС на границе Караидельского и Аскинского районов. Полная емкость водохранилища, в зависимости от выбранной высоты плотины, задавалась в пределах 2,2-4,1 кубокилометров, полезная — 1,1-2,05 куб. км. Проект оценочной стоимостью около 22 миллиардов рублей так и не был реализован.  

Теги: генплан
Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите
Оставлять комментарии к новостям можно в группах "вконтакте" и в "фейсбуке".

Если у вас есть новости, которые могут быть интересны агентству, присылайте ваши сообщения, фото и видео в нашу редакцию на электронную почту [email protected], в наши группы в соцсетях «ВКонтакте», Facebook.


Читайте нас в Яндекс.Новостях



Читайте также




Яндекс цитирования
Рейтинг ресурсов "УралWeb"