Фонд содействия реформированию ЖКХ принял к рассмотрению заявку
Башкортостана на получение финансирования в объеме 1,3 миллиарда
рублей. Однако жилищное законодательство требует решительных действий
для ускорения преобразований в ЖКХ. Перед предприятиями отрасли стоит
задача в 2010 году выбрать весь лимит, установленный Фондом для республики.
За комментариями агентство "Башинформ" обратилось
к министру жилищно-коммунального хозяйства РБ Геманю Асадуллину.
- Гемань Гибадуллич, у кого больше шансов попасть в адресную
программу?
- Критерием при отборе домов для включения в заявку от того или иного
муниципального образования является полное соответствие требованиям
закона о Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Максимальные шансы у тех городов, которые попали в первую заявку,
поскольку они уже доказали способность работать быстро и качественно и
осуществлять реформы в заданных темпах. Нужно всем учиться у них, поскольку
в каждом муниципальном районе и городском округе накопился большой
объем жилфонда, требующего капитального ремонта. Мы выберем в
установленные сроки весь лимит в любом случае: одна только Уфа
может освоить его за три года. Но это не обеспечит качество жизни во всех
муниципальных образованиях. Требуется целенаправленная и качественная
работа в каждом городе и районе.
К сожалению, сегодня не наблюдается повсеместного активного
создания товариществ собственников жилья. Практически сорвали
выполнение распоряжения Правительства республики по обеспечению
выбора управляющих организаций и проведению конкурса по их отбору
до 31 марта текущего года в Белокатайском, Благоварском, Гафурийском,
Кармаскалинском, Кугарчинском муниципальных районах.
- Слабая активность на местах - это признак нежелания или
недостатка сил?
- Должен сказать, это процесс очень сложный, здесь много факторов:
бюджетное законодательство, согласие населения, создание
экономических условий и т.д. Некоторые города пытались войти
в первую заявку в мае, когда республиканские адресные программы
по капремонту, переселению граждан, изменения в закон о бюджете РБ
находились уже на стадии утверждения. Но в уходящий поезд запрыгнуть
не получается. Чтобы вы представили, какой объем документов был
сформирован на 211 домов, скажу, что это около 300 килограммов бумаги!
Для их перевозки в Фонд нам пришлось заказать "Газель".
Начался процесс формирования бюджетов на 2009-2011 годы. Уже сейчас
надо четко и конкретно спрогнозировать, сколько домов нуждаются
в капитальном ремонте и на какую сумму, какой объем бюджетного
софинансирования потребуется. И нужно добиться, чтобы эти расходы
были предусмотрены в бюджетах. Важно подготовить и привести
в соответствие с действующим законодательством все
материалы по тарифному регулированию, утвердить графики
ликвидации перекрестного субсидирования с тем, чтобы 1 января 2011 года
цены для всех потребителей были едиными. По нашим расчетам, стоимость услуг для
населения возрастет значительно: в среднем по Башкортостану в 2009
году - на 26,6 процента, в 2010-м - на 27,9 и в 2011-м - на
36,7. При этом в бюджетах должны быть заложены соответствующие
средства на меры социальной поддержки населения (льготы и субсидии).
- Учитывая вышесказанное, подготовка заявки - дело очень серьезное.
Наверняка она выявила слабые места жилищно-коммунального комплекса.
- Да, проработка первой заявки с Фондом показала, что слабым
остается развитие коммунальных систем на перспективу. Необходимо
безотлагательно приступить к разработке и утверждению технических заданий
и самих инвестиционных программ, подкрепленных реальным
финансированием. Это относится ко всем без исключения муниципальным
образованиям. Также нужно провести межевание земельных участков под
многоквартирными домами в соответствии с требованиями законодательства.
Для этого должны быть разработаны четкие графики завершения работы к
1 января 2011 года. Муниципальным образованиям следует консультироваться
со специалистами Минземимущества РБ для разрешения проблем, связанных
с межеванием государственных земель.
При проведении мероприятий по реформированию ЖКХ нужно помнить: их цель
- создание условий для предоставления всем потребителям качественных
услуг в необходимом объеме и ассортименте. Для этого муниципалитет
должен однозначно уйти из сферы управления жильем, не навязывая
собственникам услуг МУПов, которые, к сожалению, не могут обеспечить
даже своевременное мытье подъездов, уборку территорий и вывоз мусора.
Они проявили полную несостоятельность в содержании мест общего пользования.
Активные жильцы справедливо требуют услуг, которых не получают по
строке "текущее содержание жилья". Их доля в платежах граждан
за квартиру составляет 30 процентов. Поэтому нужно отдать под контроль эту
сферу деятельности самим собственникам помещений многоквартирных
домов. Выбрав единого исполнителя услуг в лице управляющей организации
или создав товарищество собственников жилья, определив
требуемый перечень, объем услуг и размер оплаты, жильцы вряд
ли будут судиться в поисках правды. Разве государственное
или муниципальное это дело - взыскивать задолженность за жилищные
услуги? Завалили суды, приставов подобными делами, тогда как эти
вопросы должны решаться на уровне самоуправления жильцов.
- Какие еще вопросы, на ваш взгляд, остаются актуальными в коммунальной
сфере?
- Актуальной задачей остается выполнение Постановления Правительства РБ
"О привлечении частных инвестиций в жилищно-коммунальный комплекс". Оно
полностью отвечает логике последней концепции преобразований и духу новых
законов. В конечном итоге здесь должны функционировать самодостаточные,
саморазвивающиеся предприятия, быстро и гибко реагирующие на потребности
рынка коммунальных услуг и изменения в территориальном развитии. Мы еще,
к сожалению, очень далеки от идеала. Об этом можно судить по
финансово-экономическим результатам деятельности предприятий в
первом квартале. По сравнению с соответствующим периодом прошлого
года, хотя в целом убыточность предприятий несколько снизилась,
с убытками завершило первый квартал каждое третье многоотраслевое
предприятие, 13 процентов предприятий тепло-, электроснабжения,
6,5 процента - водоснабжения и водоотведения.
Наблюдается прямая зависимость: там, где работает частник,
меньше всего убытков. Например, в жилищной сфере каждое второе
предприятие (и даже больше) - частное, и убыточны здесь всего
три процента, а многоотраслевые предприятия, в основном,
муниципальные, и убыточны из них 32,3 процента. Комментарии
излишни, нужно оперативно и на законных основаниях передавать
предприятия частникам в аренду или на концессионной основе.
По результатам деятельности можно судить и о ходе реформ.
Можно утверждать: там, где есть убытки, реформ нет. Отстающие
хозяйства - в Белокатайском, Бижбулякском, Бурзянском, Калтасинском,
Караидельском, Краснокамском, Мечетлинском, Миякинском, Салаватском,
Стерлибашевском, Стерлитамакском, Хайбуллинском, Чекмагушевском районах.
По отрасли в двух из трех муниципальных образований наблюдается рост
дебиторской и кредиторской задолженности. Это говорит об определенном
снижении финансовой стабильности предприятий. Безусловно, здесь имеется
влияние сезонного характера, но дело не только в этом. Почти на 20 процентов
возросли и дебиторская, и кредиторская задолженность.
Кто больше всего задолжал предприятиям отрасли? Прежде всего,
бюджет: 300 миллионов рублей за предоставленные льготы. За первый
квартал этот долг возрос на 70 миллионов рублей. На 120 миллионов
рублей увеличилась задолженность бюджетных учреждений (общий долг - 177,7
миллиона рублей).
Население нарастило долги почти на двести миллионов рублей и должно
уже 1,1 миллиарда. Нужно отметить, что собираемость с населения
за услуги отрасли снизилась до 91 процента, а в некоторых районах
этот показатель и того ниже. Это реальные деньги, которые должны
были получить предприятия и которые нужно было своевременно отдать
кредиторам отрасли.
Теперь посмотрим, кто нас кредитует. Это, в основном,
две организации - ОАО "Башкирэнерго", перед которым долги увеличились за первый
квартал более чем на 500 миллионов рублей, и ООО "Башкиргаз" - около
ста миллионов рублей.
- Гемань Гибадуллич, какие общие задачи стоят перед предприятиями
отрасли?
- Повсеместное установление договорных отношений между управляющими
и ресурсоснабжающими организациями в соответствии с Правилами предоставления
коммунальных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской
Федерации в мае 2006 года. Его требования обязательны для всех участников
рынка. Установление отношений не предполагает организацию какого-либо
переходного периода. При этом самым актуальным вопросом является учет
ресурсов, поскольку по прогнозам их стоимость для населения за
ближайшие три года вырастет в среднем в 2,3 раза.
Правительство России утвердило на своем заседании рост цен на
электрическую энергию ежегодно, включая 2011 год, на четверть, на газ в
2009 году - на 25 процентов, в 2010-м - на 30, в 2011-м - на 40.
За этот период мы должны
ликвидировать перекрестное субсидирование, в том числе и
в большой энергетике. В то же время
обеспеченность приборами учета тепловой энергии в жилых домах составляет
по республике всего 6,9 процента, холодного водоснабжения - 22,4, горячего
- 29,1. Мы должны привлечь любые
ресурсы, чтобы в течение текущего года завершить установку общедомовых и
объектных приборов учета, включить их в деловой оборот. Безучетное
потребление ресурсов при таком скачкообразном росте цен развязывает
руки монополиям и может привести к различным негативным последствиям
как для потребителей, так и для поставщиков ресурсов.
Автор: Марият Артюхова