В этом году в ноябре исполняется сорок лет со дня открытия в Уфе памятника
Салавату Юлаеву.
В республиканском издательстве "Китап" готовят юбилейный альбом,
посвященный истории создания памятника, вошедшего по праву в сокровищницу
монументальных шедевров страны.
Издание увидит свет этой осенью в преддверии 450-летия
добровольного вхождения Башкирии в состав России и приоткроет неизвестные
страницы жизни и творчества Сосланбека Тавасиева, создателя и творца
самого популярного и любимого памятника республики.
1941 год. Война. Идет эвакуация семей художников из Москвы. Сосланбек
Дафаевич пришел проводить свою жену и сына Ростика. И на вокзале за
несколько минут до отхода поезда его назначают ответственным по доставке
людей в пункт назначения в Стерлибашевский район Башкирии.
Так скульптор на самом пике драматических событий страны попадает в место,
определившее во многом смысл его жизни и творчества.
С позиций сегодняшнего дня можно смело говорить об огромном влиянии
автора и творца памятника Салавату Юлаеву на рост самосознания
башкирского народа. Вот уже на протяжении нескольких десятков лет скульптура
ассоциируется с Башкортостаном, стала визитной карточкой республики.
Именно тогда, по прибытии на Уфимский вокзал, среди сотен молодых юношей,
собранных со всех сел и деревень и ожидавших отправки на фронт, скульптор
услышал слова старика-башкира о том, что для победы над фашистской Германией
нужен батыр Салават Юлаев. И по просьбам призывников старик рассказал
легенду о непобедимом и бесстрашном народном герое. Каждый из слушателей
представлял его по-своему. По-своему представил его и скульптор. Как молния,
сверкнул перед ним образ вождя башкирского народа, защитника и воина.
Озарение впоследствии стало наваждением. В свободные минуты среди хлопот
по обустройству и быту эвакуированных художников Сосланбек Дафаевич успевал
заглянуть в библиотеку, архив, краеведческий музей. Ему не терпелось
придать образу реальный характер и черты предводителя башкир пугачевского
войска. Это должен быть памятник, посвященный победе, в этом художник не
сомневался ни минуты.
Образ народного предводителя и защитника поведет в бой и поможет
преодолеть все трудности и невзгоды войны. У башкирского народа будет
свой национальный герой, вознесенный на пьедестал памятника! Это будет
памятник Победы в образе Салавата Юлаева в самой высокой точке города,
на коне, с высоко поднятой рукой, призывающей к наступлению. Для скульптора
это был образ, ставший впоследствии символом республики и ее
свободолюбивого народа.
Поражает, с какой быстротой продвигалась работа. В течение нескольких
месяцев художник представил первые эскизы будущей скульптуры.
В семейном архиве, попечителем которого является невестка Сосланбека
Дафаевича Татьяна Тавасиева, хранятся рисунки того времени. Видно, с каким
упорством мастер шлифует портрет Салавата Юлаева, придавая ему черты
воина-предводителя. В архиве есть документы, свидетельствующие о
поддержке замысла художника местными властями. В частности, в документе
от 20 декабря 1941 года, выданном Управлением по делам искусств при СНК
БАССР, сказано об оказании повсеместной помощи орденоносцу-скульптору,
художнику, который ведет работу по сбору необходимого исторического и
бытового материала для памятника. И, наконец, несколько главных документов,
знаменующих важные этапы работы мастера, когда творческий замысел приобретал
материальные контуры: в 1943 году Совнарком Башкирской АССР принял
постановление об одобрении памятника по эскизам скульптора Тавасиева.
В 1946 году выходит распоряжение Совмина республики о включении памятника
в титульный список капитального строительства 1947-1950 годов.
Это всего лишь малая толика материалов, бережно сохраняемая в семейном
архиве и вошедшая отдельной главой в печатный альбом.
Большая часть интереснейших документов о том, как шла работа над
скульптурой, как автор решительно отстаивал место его расположения -
живописный обрыв над Белой, не вошли в издание. Кстати, скульптор Тавасиев
является разработчиком зоны отдыха вокруг памятника, он мечтал о парке
и цветниках, уютных беседках на берегу реки.
В этом году с вводом в строй Дома дружбы народов будет завершено и
благоустройство парковой территории вокруг скульптуры. Ансамблю, задуманному
скульптором еще в военные годы, будет придан завершенный вид.
Татьяна Тавасиева, обладатель авторских прав семейного архива художника,
благодарна республике за внимание и память по отношению к создателю памятника
Салавату Юлаеву.
Кроме издания юбилейного альбома, ей очень хочется открыть в Уфе музей
творчества дважды лауреата Госпремий, прославленного сына двух народов,
осетинского и башкирского, скульптора Сосланбека Тавасиева.
На даче художника в Абрамцеве хранятся многочисленные реликвии: личные
вещи, фотографии, письма, инструменты, станки, заготовки, краеведческие
предметы, собранные по деревням в годы войны, которые могут стать
украшением любой экспозиции.
Автор: Людмила Васильева