Международный женский день был учрежден как день борьбы женщин
за свои права. Со временем 8 марта стали отмечать как праздник,
посвященный женщинам, и политическая составляющая этой даты отошла
на второй план. Но изменение традиций вовсе не означает, что
проблемы женщин реально разрешились.
Если попытаться отыскать исторические корни женского праздника,
то аналогии ему можно найти в древних культах женского начала и
плодородия, которые, как правило, отмечались весной. Однако
сакрализованное отношение ко всему, что связано с женщиной,
не имело ничего общего с восприятием ее в качестве личности.
Скорее, это был культ абстрактного природного плодородия и
биологического деторождения. Древние ритуалы не касались
межличностных отношений мужчины и женщины.
В античности женщины (как и дети) жили отдельно от мужчин.
Они практически не появлялись в общественных местах, редко общались
со своими мужьями. Классическая Греция дает нам пример свободного
гражданина мужчины и его жены, не обладавшей этим статусом. Вся ее
жизнь заключалась в ведении домашнего хозяйства и воспитании детей.
Подчиненное положение женщин и отчуждение от публичной жизни
сохранялись и на протяжении всего Средневековья. Это объяснялось
"неполноценностью" и "ущербностью" природы женщины, которую,
например, философ-схоласт Фома Аквинский называл "дефективностью".
Буржуазные революции Нового времени не принесли облегчения
участи женщин. Их общественное положение по-прежнему было гораздо
ниже, чем у мужчин. Мыслители того времени объясняли это опять же
"естественными" причинами. В рассуждениях о гражданских правах
категория "женщина" упоминалась лишь вскользь, а просветители
XVIII века призывали образовывать женщин только в вопросах
воспитания детей и ведения домашнего хозяйства.
Мануфактурное производство и последовавшая затем промышленная
революция принесли с собой новые формы угнетения женщин.
Женщины, занятые на производстве, получали зарплату заметно меньшую,
чем мужчины, а условия их труда были более тяжелыми. Тогда женский
труд впервые вышел за рамки домохозяйств и стал наемным. Но при
этом женщина не была освобождена от обязанностей по ведению домашнего
хозяйства. Карл Маркс, критикуя современное ему общество, писал,
что буржуа смотрит на женщину как на простое орудие производства.
Институт семьи в обществе XIX века, по его мнению, представлял
собой орудие эксплуатации женщин и детей.
В таких исторических условиях состоялся первый в истории
женский митинг. Он прошел 8 марта 1857 года. Тогда текстильщицы
Нью-Йорка вышли на улицы, протестуя против низких зарплат и плохих
условий труда. А в 1910 году на международной социал-демократической
конференции в Копенгагене по предложению Клары Цеткин было принято
решение отмечать день борьбы женщин за свои права ежегодно.
Формально в современном обществе права женщин нигде не ущемляются
- конституции многих стран мира декларируют равенство мужчин и женщин.
Однако повсеместно существуют барьеры, препятствующие реальному
осуществлению этого равноправия. Общество по-прежнему видит
основную роль женщины в сфере частной жизни. На них возложена
обязанность по ведению домашнего хозяйства, воспитанию детей и
уходу за больными и немощными. Негласный закон гласит, что
публичная сфера - власть и управление - должны принадлежать мужчинам.
Мужчины опасаются участия женщины в политике, как впрочем и
ее экономической самостоятельности. В традиционно "женских"
отраслях зарплаты существенно ниже, чем в
"мужских". При этом наблюдается тенденция, когда мужчины вытесняют
женщин из отраслей, в которых наблюдается рост заработной платы.
В разной мере эти процессы проявляются во всем мире.
В Башкортостане также идет процесс перетекания женщин в
низкооплачиваемые отрасли экономики (медицина, образование,
торговля). Если среднемесячная заработная плата работников
по РБ за 2006 год составила 8 872 рубля, то в тех отраслях,
где 80-90 процентов работников женщины, суммы
следующие: образование - 5 120 рублей, здравоохранение - 6 175 рублей,
легкая промышленность - 5 854 рубля. При этом, по данным
Башкортостанстата за 2006 год, на предприятиях республики из
166,1 тысячи женщин 22,3 тысячи (или 13,4 процента) заняты
во вредных производствах, тяжелым физическим трудом занято
3,3 тысячи женщин. Далеко не каждая женщина согласится и
сможет работать в таких условиях, что и подтверждает
статистика. По данным Управления Государственной службы занятости
населения при Министерстве труда и социальной защиты населения РБ,
на конец 2006 года подавляющее большинство безработных - 73 процента
составляют женщины.я
Взглянем на наши семьи. В них тоже господствует представление о
"естественном" разделении труда. На практике это означает, что мужья
перекладывают нелегкий труд по содержанию семьи и воспитанию детей
на плечи своих жен. Такое разделение труда обосновывается тем,
что женщины являются "слабым полом". Мы уже видели, что стереотип
о неполноценности женщины сложился еще в незапамятные времена.
В современности он принял более мягкую формулировку - "слабый пол"
- но суть от этого почти не изменилась. "Слабость" женщины позволяет
ей заниматься домашним трудом, который не требует особой квалификации
или каких-то специфических навыков, и не позволяет ей рассчитывать на
карьерный рост и достойную зарплату. Представление о "слабости"
женщины позволяет говорить о том, что она обладает меньшими
физическими, интеллектуальными или волевыми качествами по сравнению
с мужчинами. Концепция "слабого пола" позволяет мужчинам обосновывать
свое природное превосходство над женщиной. Так думают мужчины.
Женщины же с ними не соглашаются и на практике доказывают обратное.
Каждая женщина стремится к тому, чтобы стать полноценной личностью,
гармонично развитым человеком. Современная эмансипированная женщина -
это отнюдь не мужеподобное существо с сигаретой в зубах. Современная
женщина - это уверенная в своих силах и возможностях личность.
Личность, которая старается сочетать заботу о семье с духовным и
профессиональным развитием. Женщин-политиков не много, но без них эту, казалось
бы, традиционно мужскую сферу общественной жизни уже нельзя представить.
Женщины заметно потеснили мужчин и в других традиционно мужских областях.
Лучшие писатели-детективы современной России - женщины. Сегодня никого
не удивляет тот факт, что женщина может возглавлять университетскую
кафедру физики или математики.
Но сложившееся распределение ролей в семье уже перестает отвечать
реальному социальному статусу женщины. В пользу этого свидетельствует
то обстоятельство, что более половины всех официально заключенных
брачных союзов распадается. Сейчас многие молодые семьи призрачной
стабильности законного брака предпочитают гражданские отношения,
которые позволяют сторонам обходиться без взаимных обязательств.
Наиболее эмансипированная часть женского общества выработала концепцию
бездетной жизни ("чайлд фри"). В условиях, когда значительная часть
забот, связанных с рождением и воспитанием детей, ложится на плечи женщин,
некоторые семьи предпочитают вообще отказаться от намерения заводить
детей. Желая состояться где-либо еще, помимо собственной семьи,
некоторые женщины выбирают бездетное будущее. При существующем
распределении ролей в семье дети становятся обузой для женщины.
Если для мужчины наличие семьи является одним из условий успешной
политической или профессиональной карьеры, то для женщины - препятствием.
Семья для мужчины нередко является всего лишь элементом имиджа успешного,
всесторонне состоявшегося человека. Женщина же практически лишена такой
привилегии. Стоит ли винить нашу "хранительницу очага" в том, что семьи
распадаются?
Демографическая ситуация заставила общество повернуться лицом
к женщине. Снижение рождаемости, распад семей, социальное сиротство
заставили пересмотреть отношение к "хранительнице очага". Общество
дошло до понимания, что семейная жизнь и воспитание детей - это
тяжелый каждодневный труд. Труд без выходных, отпусков и перерывов
на обед. В стране и республике начали предприниматься меры, призванные
облегчить долю женщины.
Башкортостан - единственный регион в России, где учреждена
медаль "Материнской славы". Свыше трех тысяч женщин, воспитывающих
пятерых и более детей, получили эту награду. Башкортостан стал первым
регионом России, в котором со времен после распада СССР
на государственном уровне признали социальную значимость материнства.
Но труд женщины на благо семьи получает не только моральную
поддержку. С 1 января 2007 года в России вступил в силу Федеральный
закон "О дополнительных мерах государственной поддержки
семей, имеющих детей", предусматривающий дополнительную меру
государственной поддержки семьям, имеющим детей, в виде материнского
(семейного) капитала, размер которого сейчас составляет
250 тысяч рублей. С начала года в республике 610 человек уже
обратились в управления Пенсионного фонда с заявлениями
на получения сертификатов.
Также существенно увеличен размер пособий женщинам на время
отпуска по уходу за ребенком. Теперь сумма пособий определяется
из расчета 40 процентов среднего заработка по месту последней
работы женщины. При этом размер ежемесячного пособия, выплачиваемого
работающим женщинам, не может быть менее 1725 рублей по уходу
за первым ребенком, 3450 рублей за вторым и последующими детьми.
Но способны ли эти меры укрепить семейные отношения и улучшить
демографическую ситуацию? Выстраиваемая система, точнее, первые шаги,
предпринятые в этом направлении, сами по себе могут привести
к обратному эффекту - женщины, приобретя государственные гарантии,
могут и вовсе перестать рассматривать мужчину в качестве
экономической опоры. Чтобы сохранить семью, а точнее создать ее
на иных основаниях, помимо экономической поддержки требуется
пересмотреть распределение ролей в ней. Очевидно, теперь от мужчины
потребуется больше внимания к семье и домашним заботам. Он должен
будет наконец-то признать за женщиной право реализовывать себя за
пределами "домашнего очага".
Даже беглого взгляда на прошлое достаточно для того, чтобы понять,
что вся история человечества, по сути, является историей борьбы
женщины за свои права. При этом мы с удивлением обнаружим
немаловажную деталь - женщинам удавалось и удается отстаивать свои
интересы, не провоцируя социальных потрясений и революций.
Автор: Булат Юлбарисов