В последнее время во взаимоотношениях светского образования и
религии в России обозначилось несколько основных проблем, которые
интересуют как религиозных деятелей, политиков и государственных
чиновников, так и российских ученых, педагогов, родителей и студентов.
Одна из главных - надо ли преподавать религию в том или ином виде в
светских школах? Если да, то в какой форме - в форме "Основ православной
культуры" (ОПК) или "Истории религий"? Также довольно остро встает
проблема толерантности. С учетом того, что Россия - многонациональное
и многоконфессиональное государство, преподавание в школе основ лишь
одной религии может дать отрицательный результат, - такой точки зрения
придерживается часть ученых, политиков, представителей общественности.
Второй вопрос, который волнует многих сегодня, - насколько обосновано и
реально введение института полковых священников (капелланов) в российской
армии? Эту проблему также поднимают и политики, и государственные
чиновники, и религиозные деятели.
Какова позиция Центрального духовного управления мусульман России
по этим вопросам. Ответы на эти вопросы в беседе с корреспондентом
агентства "Башинформ" дал Верховный муфтий, председатель ЦДУМ России
Шейх-уль-Ислам Талгат Сафа Таджуддин.
"Что касается преподавания религии в светских школах, позиция
нашего Центрального духовного управления мусульман России заключается в
том, что мы выступаем за преподавание основ традиционных конфессий
нашей страны", - сказал Верховный муфтий. Далее он пояснил: основные
конфессии, традиционные для нашей страны, - это православие, ислам, а
также иудаизм и буддизм.
"Мы подразумеваем, чтобы была одна книга, познавательная, об основах
этих религий, которую бы подготовили религиозные центры, которые руководят
деятельностью этих общин", - подчеркнул руководитель ЦДУМ России. И чтобы
преподавали этот предмет обычные учителя светских школ".
Талгат Таджуддин отметил, что и позицию РПЦ можно понять: забота о
нравственном возрождении общества стоит за ее стремлением ввести элементы
религиозного образования в светских школах. Этот вопрос обсуждался и на
Межрелигиозносм совете России неоднократно. Забота о духовном нравственном
возрождении нашего общества - это общая забота, она беспокоит всех нас, -
отметил он.
Верующие, прихожане наших общин, тоже настоятельно требуют введения
таких предметов и в светских школах, когда дети могли бы узнать основы
традиционных конфессий. Но, учитывая и многонациональность нашего
государства, и многоконфессиональность, - здесь конечно не совсем
однозначно в том смысле, например, что во многих школах учащиеся
представляют и мусульман, и христиан, и другие религиозные общины, -
пояснил Верховный муфтий России.
"И когда на уроке будут преподавать именно представители традиционных
конфессий сами, получится, что мы будем делить классы, учеников. У нас
в Башкортостане уже так сложилось веками: и православные, и мусульмане
прекрасно относятся друг к другу, есть взаимовлияние культур, цивилизаций,
взаимопонимание, мир и согласие существуют веками", - подчеркнул он.
Непосредственное знание о религии желающие могли бы получать на
дополнительных уроках. В течение последних 15 лет, например, во всех
приходах ЦДУМ существуют и воскресные школы, и даже в течение недели
вечерние курсы, куда приходят и молодежь, и люди среднего возраста,
и пожилые - все, кто желает узнать основы ислама, молитвы, совершение
обрядов, они получают и знания, и практику.
Вполне понятна озабоченность и светских кругов, и некоторой
части религиозных лидеров тем, что преподавание непосредственно
религиозных дисциплин в светской школе может внести напряжение в
отношения учащихся. Видимо, к этому нужно подходить с учетом прежнего
опыта, в том числе дореволюционной России, - отметил Талгат Таджуддин.
"Что касается священнослужителей в Вооруженных Силах,
мы в принципе, приветствуем это. Но нельзя допускать, чтобы в армии
были представители только одной конфессии", - пояснил руководитель ЦДУМ
России. Еще в царской России в войсках были и православные священники, и
мусульманские муллы. Этот опыт тоже ценен и для поднятия боевого
духа армии. Может, в какой-то мере и в искоренении дедовщины это сыграет роль,
какое-то нравственное начало в войсках будет. Тем более сейчас, когда в армии
никакой идеологической работы не проводится. То есть армия является
отражением общества. Но как сейчас это будет, видимо, обсуждать нужно
и в обществе, - считает Талгат Таджуддин.
В дореволюционной России были специальные мусульманские полки,
воинские соединения, и там были полковые имамы, они назначались Духовным
управлением. Православное духовенство было также представлено в армии.
Сейчас невозможно говорить о составлении воинских соединений по
национальному или конфессиональному признаку.
"На последнем пленуме ЦДУМ 1 февраля 2006 года мы обсуждали эту
проблему. Мы готовы посылать священнослужителей и в воинские соединения.
Может быть, это будет каким-то договором о сотрудничестве с Министерством
обороны. Выпускники духовных учебных заведений тоже служат в армии,
Мы могли бы давать им направления, и они проводили бы там работу.
Можно в какой-то мере использовать и отставных офицеров, которые бы
прошли курсы при Духовных управлениях и уже в какой-то мере могли
бы исполнять обязанности священнослужителей в воинских соединениях", -
сказал Верховный муфтий.
Здесь нужно исходить из того приницпа, чтобы не навредить.
Желая помочь армии, ее духовно-нравственному становлению, не дай Бог,
привнести элементы неприязни, недоверия или отчуждения, что несомненно,
не укрепит армию, - подчеркнул глава ЦДУМ. Он выразил уверенность, что
эти вопросы будут обсуждаться и на Межрелигиозном совете России, где
представлены все традиционные конфессии нашей страны и где будет найден
общий подход к этой проблеме.
Фото Андрея Старостина.
Автор: Надежда Фартыгина