С 10 февраля по 2 апреля в Национальном музее
Республики Башкортостан будут экспонироваться картины-подлинники
Николая Константиновича Рериха из фондов Международного Центра-Музея
имени Н.К. Рериха в Москве (серия "Гималаи").
- Это большое историческое событие в культурной жизни нашей республики,
- сказал на пресс-конференции в агентстве "Башинформ" генеральный
директор Национального музея Гали Валиуллин. - 10 лет назад
у нас выставлялись картины Рериха, и люди на них шли и шли, можно было
даже наблюдать очередь в музей. Но за прошедшее десятилетие подросло
новое поколение зрителей, которым будет полезно и интересно
тоже познакомиться с произведениями мирового наследия.
На сей раз в экспозиции другие работы, но из той же серии.
Предстоящая выставка - новый совместный проект Министерства культуры
и национальной политики РБ, Международного Центра-Музея имени Н.К.
Рериха, Национального музея РБ и Башкирского отделения Международной
Лиги защиты культуры. Он осуществляется при поддержке заместителя
Премьер-министра Правительства РБ, министра культуры и национальной
политики РБ Ильдуса Илишева.
Первая выставка картин всемирно известного художника, ученого,
мыслителя, писателя, поэта, общественного деятеля и
путешественника XX века Н.К. Рериха была в Уфе в 1996 году и, как
подтвердила слова директора сотрудник музея - кандидат
искусствоведения Наталья Тютюгина, показала высочайший к ней интерес
жителей и гостей столицы. Вторая встреча уфимцев с творчеством
мастера проходит в юбилейный год 80-летия пребывания Центрально-Азиатской
экспедиции (1923-1928 гг.) академика Н.К. Рериха в России. В большом
и многогранном творчестве Н.К. Рериха эта уникальная экспедиция
занимает очень важное место. В ходе ее были обследованы малодоступные
области Центральной Азии и Гималаев.
Весь этот сложный маршрут вместе с Николаем Константиновичем прошли
его жена Елена Ивановна Рерих и старший сын Юрий Николаевич, известный
ученый-востоковед. Путь экспедиции пролегал через Индию, Китай, Монголию,
Алтай, Тибет. Рерихи прошли путями, которые оказались непреодолимыми
для многих путешественников. Несколько раз экспедиция была в плену,
замерзала на высотах Тибета в летних палатках, спасалась от пуль местных
воинствующих племен, от преследований английской и русской разведок.
Кроме того, что был собран уникальный научный материал, Н.К. Рерих
создал прямо на маршруте по впечатлениям экспедиции 500 картин, и еще
множество картин были написаны им впоследствии по памяти.
За его прекрасную красочную симфонию, посвященную Гималаям,
Рериха называют Мастером гор. Результатом экспедиции явилось и создание
в Кулу (Индия) комплексного Института научных исследований (Урусвати)
по изучению обширных территорий Азии, заселенных народностями,
древнейшая культура которых оказала в свое время исключительное влияние
на развитие мировой культуры, в первую очередь, европейских народов.
Во многих странах имя Рериха является символом культуры и
созидания. Известный своей концепцией Культуры как синтеза Знания,
Любви и Красоты, Н.К. Рерих всю свою творческую деятельность посвятил
претворению этой идеи в жизнь. Так, в 1929 году он подготовил и
опубликовал проект Пакта о защите культурных ценностей, идеи которого
были поддержаны мировой общественностью. Справедливо полагая, что
движение в защиту Культуры является мощным средством преодоления
кризиса и обеспечения устойчивого развития во всем мире, Н.К. Рерих
писал: "Если посмотреть на карту нашей планеты, то ощутимо биение
различных кризисов: экономического, политического, военного,
социального, но все они следствия одного-единственного кризиса
духовной культуры планеты". Поднимая культуру и духовность, можно
укрепить экономику, сделать нравственной политику и прекратить
военные конфликты.
Этим целям и призван служить Пакт Рериха - первый международный
договор по защите культурных ценностей человечества, принятый в
Вашингтоне 15 апреля 1935 года представителями 21 государства, к
которому позднее присоединились и другие страны. В 1954 году по
инициативе ЮНЕСКО в Бельгии на Гаагской конференции была принята
конвенция "О защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта"
(в основу конвенции был положен Пакт Рериха), к которой присоединился
и Советский Союз.
Высокие культурные идеи семьи Рерихов привлекают очень многих
людей, и поэтому по всему миру создаются многочисленные культурные
организации. Во исполнение заветов Николая Рериха созданы и
плодотворно работают Международный Центр-Музей имени Н.К. Рериха,
Международная Лига защиты Культуры, многочисленные рериховские
общества во всех уголках нашей страны и за рубежом.
Особенностью всех членов семьи Рерихов являлась их высокая
духовность и утонченное восприятие мира. Это нашло свое отражение
в научных, философских изысканиях, в художественном творчестве и
позволило открыть для нас мир не только привычных земных, но
и космических ощущений, обогатить наше мировосприятие. Это обстоятельство
нашло свое выражение в новой мировоззренческой системе, получившей
название Учение Живой Этики - философии Космической Реальности.
Эта система сегодня активно осваивается учеными, философами,
представителями искусства в их профессиональной деятельности.
В основе Учения Живой Этики лежит новый эволюционный
способ мышления - космический, исторически вызревающий из предыдущих
способов мышления (мифологического, религиозного, научного) и
синтетически объединяющий их лучшие стороны, позволяя более
глубоко осознавать взаимоотношения человека, планеты, Космоса и
строить их на принципах Гармонии и Красоты. Для более эффективной
работы в этом направлении в декабре 2004 года на базе Международного
Центра Рерихов был создан Объединенный Научный Центр проблем
космического мышления, в организации которого участвовали представители
Российской академии наук, Российской академии естественных
наук, Российской академии космонавтики, Российской академии
образования, и была разработана концепция деятельности этого Центра.
Из бесед, лекций, подготовленных сотрудниками Башкирского
отделения Международной Лиги защиты Культуры, видеофильмов,
информационных материалов, представленных Международным Центром
Рерихов, посетители выставки узнают о творческой биографии
членов выдающейся семьи Рерихов, об истории Центрально-Азиатской
экспедиции, о непростой истории Международного Центра-Музея
имени Н.К. Рериха, о современных научных, философских,
педагогических исследованиях на основе мировоззренческой системы
Учения Живой Этики.
Главная цель творчества Рерихов - воспитание красотой. А красота
так необходима для каждого человека. Она порождает высокие порывы
и чувства, устремляет к совершенствованию.
И знаменательно, что выставка "Зов красоты" проходит в Уфе
в год подготовки празднования 450-летия вхождения Башкирии в состав
Российского государства.
- Картины, которые помнят руку мастера, никого не оставят
равнодушными, - уверен директор Национального музея. - Эти
работы обладают магическим воздействием. Глядя на них, можно и
"удалиться" далеко за высоту гор, увидеть чистое небо и сравнить
пейзажи, которые вдохновили Рериха, с природой нашего края, с
Уральскими горами.
- Мы давно хотели провести эту выставку в Уфе, - рассказал
представитель Международного Центра-Музея имени Н.К. Рериха
Дмитрий Ревякин. - Правительство вашей республики уделяет огромное
внимание вопросам культуры и делу сохранения международного
национального достояния. Это вызывает уважение и почтение, поскольку
сегодня в России многие объекты культуры брошены на произвол
судьбы, стирается историческое лицо городов. Мы превращаемся
в цивилизованных дикарей с телевизорами, прочими удобствами, даже
не понимая, что мы теряем. Любой исторический объект несет в себе высочайшую
энергетику, без которой мы не сможем существовать, развиваться дальше.
К счастью, Башкортостан в этом смысле благополучный регион. И нас
радует то, что активное участие в организации выставки картин Рериха
приняло Министерство культуры и национальной политики РБ.
54 работы гениального художника представлены в уникальной
экспозиции, которая разместилась в двух залах музея. В третьем,
по словам сопредседателя правления Башкирского отделения Международной
Лиги защиты культуры Галины Святохиной, будут проводиться лекции,
видеодемонстрации о жизни и творчестве Н.К. Рериха. В планах
организаторов выставки проведение и впредь подобных совместных
проектов.
Фото Олега Яровикова.
Автор: Алия Давлетшина