Наряду с качеством обучения приоритетом российского образования должно
стать воспитание. Для Министерства образования Башкортостана
этот вопрос принципиальный, и на протяжении последних лет оно
предпринимает определенные усилия для возрождения духовно-нравственных
основ становления детей. Принята специальная программа, которая
служит ориентиром для педагогов в работе в этом направлении.
Инициатива министерства по усилению роли воспитания в образовательном
процессе нашла поддержку на уровне федерального ведомства.
И одно из направлений национального проекта "Образование"
- повышение роли воспитания через финансовое стимулирование классных
руководителей, можно считать, возникло не без участия Башкортостана.
Для республики оно одновременно стало продолжением работы,
начатой годами раньше.
Сегодня постепенно входит в традицию проведение
республиканского родительского собрания. С каждым разом результаты
этих встреч должны становиться все ощутимее. У учителей появляется
некоторый багаж педагогических наработок в этой области - есть чем поделиться.
Но главное, ставка должна делаться на совместную работу с семьей.
Предыдущее родительское собрание называлось "Союз семьи и образовательного
учреждения в формировании гражданина нового Башкортостана". Тема
нынешней встречи "Тепло дома твоего". Это не однодневное мероприятие,
а возможность, так сказать, "сверить часы", оглянуться на проделанную работу,
оценить имеющийся теоретический и практический багаж и, разумеется,
двигаться дальше.
- Сначала родительские собрания прошли в каждом районе и
и городе. 27 февраля планируем встретиться в Уфе.
Наша задача - добиться тесного сотрудничества образовательных учреждений
всех уровней с семьей, - сказала в беседе с обозревателем агентства "Башинформ"
начальник отдела воспитания и дополнительного образования Министерства
образования РБ Марва Гильмутдинова.
По ее словам, о том, чтобы действовать в одиночку,
и речи быть не может. В современных условиях, когда уровень
воспитания оставляет желать лучшего, трудно и школе, и семье.
К примеру, для детей из неблагополучных семей школа - единственный светлый
островок, где они получают и образование, и воспитание, и моральную поддержку,
и питание.
В родительском собрании примут участие представители Министерства
образования РБ, правоохранительных органов, сферы здравоохранения,
координаторы воспитательной работы управлений образования,
депутаты... От имени родительского собрания будет принято
обращение к общественности.
Марва Гильмутдинова также отметила, что программа
"Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения",
разработанная год назад Минобразования РБ и Башкирским институтом
развития образования, нашла положительный отклик и поддержку у педагогов
и общественности. Опираясь на этот документ, были проведены
выездные семинары с координаторами воспитательной работы.
В них принимали участие специалисты по работе с детьми, представляющие
различные республиканские ведомства. В минувшем году увидели свет
методические пособия для учителей по профилактике наркомании,
алкоголизма и табакокурения. Этот курс ведется во время классных часов.
Были разработаны методические рекомендации по организации воспитательной работы.
В ходе республиканских семинаров состоялось знакомство с работой
образовательных заведений в этом направлении. Марва Мирсаетовна
положительно отозвалась о деятельности этих учреждений
в Ишимбае, где участию родителей в жизни школ и учебных
заведений других звеньев уделяется большое внимание.
Она также подчеркнула, что программа ориентирована на повышение статуса
образовательных учреждений, на обновление содержания и структуры
воспитания на основе отечественных и национальных традиций,
современного опыта, интеграцию учебного и воспитательного
процессов. В документе указаны основные тенденции
и проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего
поколения, а также направления деятельности образовательных учреждений
от дошкольных до профессиональных.
В программе говорится, что среди молодежи широко распространились
расистские, националистические, профашистские настроения, процветают
различные формы дискриминации по групповому, возрастному,
половому и другим признакам. Наблюдается рост детской преступности,
социально обусловленных болезней, увеличение масштабов беспризорности, числа
не обучающихся и не работающих подростков.
Работа над повышением уровня воспитания предполагает взаимосвязь
образовательного учреждения с семьей, культурно-просветительскими центрами,
органами охраны и правопорядка, здравоохранения, СМИ и общественностью.
Под этим подразумевается формирование у молодежи гражданской ответственности
и правового самосознания, уважения к традициям многонациональной России
и родного Башкортостана, инициативности, самостоятельности, толерантности,
способности к успешной социализации в обществе.
Автор: Гульназ Шарафлисламова