В Кремле прошла традиционная встреча Президента
России с журналистами. Пятая по счету пресс-конференция
главы государства побила все предыдущие рекорды и по
количеству аккредитованных СМИ, и по времени, и по
числу заданных вопросов.
31 января в Круглом зале Кремля присутствовали почти
400 журналистов федеральных СМИ, 350 сотрудников СМИ региональных,
около 280 иностранных корреспондентов. В их числе - свыше 400
сотрудников
печатных изданий, около 380 тележурналистов, включая
корреспондентов
телеканалов "Первый" и "Россия", обеспечивавших прямую
телетрансляцию, 56 репортеров информационных агентств, более 60
фотографов, свыше 40 радиокорреспондентов. В зале работали 160
телевизионных камер, из них 50 - зарубежных телекомпаний.
Общение в прямом эфире шло ровно два часа, затем еще
около полутора часов президент отвечал на вопросы
журналистов - за три часа 26 минут Владимир Путин ответил
почти на 140 вопросов, заданных 65 журналистами.
Башкирию на пресс-конференции представляли журналисты
газет "Республика Башкортостан", "Башкортостан" и
информационного агентства "Башинформ".
Свое общение с прессой Президент начал с подведения
итогов прошедшего года, которые, по его словам, вполне
удовлетворяют руководство страны. Рост ВВП составил 6,4
процента при планируемых 5,9. Рост золотовалютных
резервов Центрального банка Президент назвал "просто
рекордным". Если в 2000 году они равнялись 12
миллиардам, то сегодня запасы государства составляют уже
185 миллиардов. Отсюда и позитивные социальные изменения
- средняя заработная плата в стране выросла на 9,8
процента, доходы населения в среднем выросли на 8,7
процента, пенсии - на 13 процентов. Особо Президент
отметил значительное увеличение доходов ветеранов.
Однако не все так хорошо, как хотелось бы. "Нам не
удалось выдержать запланированные параметры инфляции, -
сказал Владимир Путин. - Они планировались на уровне 8,5
процента, а у нас получилось 10,8-10,9. Нам не удалось
сдержать рост и номинального, и реального эффективного
курса рубля, что негативно сказалось на перерабатывающих
отраслях экономики страны".
В плане политическом Президент в числе положительных
моментов назвал создание Общественной палаты как "одного из
существенных инструментов гражданского общества", принятие
закона, предоставляющего партиям, победившим на
региональных выборах, право напрямую участвовать в процессе
приведения к власти руководителей регионов, окончательное
формирование органов государственной власти в Чеченской
Республике.
На мой взгляд, пресс-конференция стала общением главы
государства не столько со СМИ, сколько опосредованно с
народом, поскольку кто, как не журналисты и
являются своего рода проводниками между гражданами и
властью. Ведь заподозрить коллег в отстаивании каких-то
иных интересов, нежели чаяния народа, было бы по меньшей
мере необоснованно. А потому в ходе более чем трехчасового
общения с Президентом стало ясно, что же волнует по
большому счету простых граждан.
Итак, что интересует россиян и граждан зарубежных
стран, журналисты которых были также делегированы в
Кремль? Внутренняя и внешняя политика, национальные проекты
и налоговые послабления, контртеррористическая
операция в Чечне и неофашизм, шпионский скандал и трагедия в
Челябинском танковом училище, дачная амнистия и золотодобыча,
назначение губернаторов и будущий преемник главы
государства, атомная энергетика и цены на газ, демография
и общее самочувствие общества, политический имидж страны и
политика двойных стандартов - таким был основной спектр
вопросов, заданных Владимиру Путину.
Однако не только глобальные темы были затронуты
журналистами. Что читает Путин и что смотрят по телевизору
его дочери, какими средствами пользуется Президент, чтобы так
хорошо выглядеть, - что же, это тоже волнует россиян в той или
иной степени, и теперь страна об этом знает.
Президент же в очередной раз подтвердил свой имидж
грамотного политика и руководителя, не лишенного к тому же
чувства юмора и умения моментально реагировать на самые
непростые и "тяжелые" вопросы, как формулировали сами
журналисты, задающие их.
В частности, на вопрос телеканала "Russia Today" о том, чем
руководствовалась Россия при выборе приоритетных направлений для
вступления в "восьмерку" и что бы Президент ответил скептикам,
которые считают, что России там не место, Владимир Путин сказал,
что выбранные направления - энергетическая безопасность в
мире, борьба с инфекционными болезнями и проблемы образования,
в той или иной форме обсуждаются на "восьмерках" постоянно.
Россия предложила сделать их в качестве основных, и все с этим
согласились.
Что касается недоброжелателей, Путин отметил, что знает
настроение лидеров "восьмерки". "Никто не против, все за
подключение России к этому клубу и к активному участию России в
этом клубе, - сказал он. - Потому что никто не хочет, чтобы
"восьмерка" превратилась в сборище "жирных котов".
Мы как страна с развивающейся
экономикой и социальной сферой лучше, чем кто-либо другой, может
быть, в "восьмерке", понимаем проблемы развивающихся стран.
Поэтому участие России в "восьмерке" абсолютно органично".
Отвечая на вопрос о плюсах и минусах новой системы формирования
исполнительной власти, Владимир Путин сказал, что доволен тем,
как функционирует эта система. Вместе с тем он отметил, что это
далеко не назначение руководителей регионов из Москвы. "Это
достаточно сложный политический процесс приведения к власти руководителей
регионов с участием федерального центра в лице Президента Российской
Федерации и граждан, проживающих на той или иной территории,
через своих депутатов в законодательных собраниях, - сказал он. -
При решении этого вопроса мы столкнулись с тем, что в
некоторых регионах предлагаемые нами кандидатуры встретили явное
неприятие, и федеральному центру пришлось учитывать
настроение депутатского корпуса.
И я очень рад тому, что именно так и происходит. Это значит, что мы
добиваемся ситуации, при которой губернатор, приведенный к власти
таким образом, будет чувствительным к проблемам региона, но будет
кровно связан с общенациональными интересами. И я уже надеюсь,
что не появятся, как это было раньше, губернаторы с тремя судимостями".
Реализация приоритетных национальных проектов тоже пока вызывает
больше вопросов, чем ответов. И ответ на один из них, заданный
"Первым каналом": "На чем держится Ваша уверенность, что не
разворуют огромные средства, выделенные на эти проекты?" - занял у
Президента достаточно много времени.
Опасность, что бюджетные средства могут быть истрачены
неэффективно либо просто украдены, конечно, существует везде,
сказал Владимир Путин. Однако он рассчитывает, что система,
созданная для осуществления этих проектов, сработает и ход
проектов будет организован эффективно и абсолютно прозрачно.
Рассчитывает Президент и на Правительство, в зоне ответственности
которого находится практически вся работа по реализации этих
общенациональных проектов, рассчитывает и на общественность.
"Думаю, что будет правильно, если и Общественная палата, и
депутатский корпус на местах, где будут реализовываться эти
проекты, возьмут все, что касается движения средств и реализации
этих проектов, под свой ежедневный контроль", - сказал он.
Вместе с тем, Президент считает, что национальные проекты - это
не панацея для решения всех проблем, перед которыми стоит страна.
Это просто сигнал, импульс в тех направлениях, которые власти
считают на данном этапе развития экономики и социальной сферы
страны приоритетными: здравоохранение, образование, доступное
жилье, сельское хозяйство. Это области и так называемого
реального сектора экономики, и гуманитарной сферы. Но эти
гуманитарные сферы очень тесно связаны с развитием экономики,
потому что без так называемого человеческого фактора, без того,
чтобы вкладывать деньги в человека, мы не решим ни одной задачи,
- подчеркнул он.
Сказал Президент и том, что налоги в стране будут снижаться.
Общая налоговая нагрузка на российскую экономику сегодня примерно
36,8 процента от ВВП, она остается пока очень большой для такой
развивающейся экономики, как российская.
"Мы должны ее снижать. Вопрос в том, когда, какие налоги и какими
темпами", - сказал Президент. - Любое решение в сфере экономики
влечет определенные последствия.
Резкое снижение того или иного налога сопровождается увеличением
денежной массы в экономике. Одна из наших главных задач сегодня -
борьба с инфляцией, понижение ее до однозначного числа. Мы должны
понять, что будет происходить при снижении того или иного налога,
в том числе НДС, до определенного уровня, что будет с этой
денежной массой, способна ли наша экономика переработать эту
денежную массу... Мы должны
все взвесить и принять здравое согласованное решение в
направлении снижения налогового бремени".
...К сожалению, задать свои вопросы Президенту нам не
удалось. На протяжении трех с половиной часов мы с коллегой
из газеты "Республика Башкортостан" тянули вверх самодельные
таблички с надписями "Уфа" и "Башкирия", однако ни пресс-
секретарь главы государства Алексей Громов, который вел
пресс-конференцию, ни сам Президент, перехвативший у него
функции модератора после двухчасового общения, до десятого
ряда, где сидели мы, так и не добрались взглядом.
Вопрос же, который лично я хотела бы адресовать
Президенту, не прозвучал ни от одного журналиста, а
потому так и остался без ответа. Мне было интересно
мнение главы
государства по поводу 2005 года как года, прошедшего под
знаком монетизации льгот. Ведь складывается такое
ощущение, что за национальными приоритетными проектами
это вопрос как-то подзабылся. А между тем процесс идет, и
самое главное, был ли этот проект удачным, на взгляд
Президента. Стали ли наши уязвимые слои населения менее
уязвимы и что ждет их в дальнейшем? Впрочем, может быть,
когда-нибудь возможность задать этот вопрос предоставится.
Фото Андрея Старостина.
Автор: Елена Макушина