В рекордные сроки - примерно за полтора года - на территории
двух дружественных республик - Башкортостана и Татарстана - был
построен абсолютно новый магистральный нефтепродуктопровод
"Субханкулово-Альметьевск". С его вводом в России постепенно
начинает реализовываться масштабный проект компании
"Транснефтепродукт", получивший звучное название "Север".
Сейчас светлые нефтепродукты российских нефтеперерабатывающих
заводов транспортируются в западные страны через Украину, Белоруссию,
Литву и Латвию.
Это вызывает множество финансовых и политических
сложностей. Проект же "Север" предполагает создание новой
трубопроводной системы по транспортировке и отгрузке экспортных
нефтепродуктов, которая полностью будет проходить по территории
Российской Федерации, - от города Кстово в Нижегородской области
до морского порта города Приморска в Ленинградской области.
В результате продукцию нефтеперерабатывающих заводов можно будет
экспортировать в обход Белоруссии, Латвии, Литвы и Украины, а
стоимость транспортировки нефтепродуктов снизится до минимума.
- Это полностью отвечает экономическим и политическим
интересам нашей страны, - отметил на церемонии открытия
магистрального нефтепродуктопровода "Субханкулово-Альметьевск"
президент ОАО "АК"Транснефтепродукт" Сергей Маслов. - Проект
"Север" не только повысит эффективность функционирования
нефтепродуктопроводной сети и пополнит бюджеты регионов и страны
в целом, но и, несомненно, усилит позиции России на международном
рынке. Поэтому строительство нефтепродуктопровода
"Субханкулово-Альметьевск" - это первый шаг в реализации
стратегической программы "Транснефтепродукта" по удвоению
объемов транспортировки нефтепродуктов и независимому экспорту, -
подчеркнул он.
В торжественном открытии магистрального нефтепродуктопровода
"Субханкулово-Альметьевск", состоявшемся в Туймазинском районе
Башкортостана - на границе с Татарстаном, у реки Ик,
приняли участие также Премьер-министр Татарстана Рустам Минниханов,
первый заместитель министра экономического развития и промышленности РБ
Марат Минасов, представители Ростехнадзора, главы местных администраций,
генеральные директора акционерных обществ "Уралтранснефтепродукт"
и "Средне-Волжский транснефтепродукт", руководители различных
задействованных в проекте строительных организаций.
Общая протяженность нового нефтепродуктопровода "Субханкулово-Альметьевск"
составляет 169 километров, из них 28 километров проходит
по территории Башкортостана и 141 километр - по территории Татарстана.
Всего за полтора года в строительство магистрального
нефтепродуктопровода "Субханкулово-Альметьевск" было вложено
порядка 350 миллионов рублей. На территории Башкортостана
за это время введены в эксплуатацию 28-километровый участок
магистрального нефтепродуктопровода "Субханкулово - река Ик",
технологические трубопроводы, узел учета нефтепродуктов, узел
ввода присадки на реконструируемой линейной производственно-диспетчерской
станции "Субханкулово". Строительные работы на этой станции планируется
завершить в 2006 году - сейчас там строятся четыре резервуара
объемом по десять тысяч кубометров, магистральная и подпорная насосные
станции, очистные сооружения, системы пожаротушения, энергоснабжения,
связи и телемеханизации, ряд других первоочередных объектов.
В настоящее время построенный магистральный нефтепродуктопровод
"Субханкулово-Альметьевск" уже заполнен нефтепродуктом и полностью
готов к перекачке. По словам гендиректора ОАО "Уралтранснефтепродукт"
Камиля Ахмадуллина, завершить строительство в столь рекордные
сроки и на столь высоком качественном уровне, конечно, было бы
невозможно без моральной и административной поддержки руководства
Башкортостана. Он также поблагодарил надзорные органы за конструктивную
совместную работу, благодаря которой в технологической надежности
и экологической безопасности нового магистрального нефтепродуктопровода
можно не сомневаться.
В свою очередь, представители правительств Башкортостана и
Татарстана отметили, что ввод в эксплуатацию нефтепродуктопровода
"Субханкулово-Альметьевск" - это долгожданное событие, которое
будет способствовать значительному увеличению экономического
потенциала двух республик. Тем более, что новый МНПП обеспечит
транспортировку светлых нефтепродуктов с таких заводов, как
акционерные общества "Уфанефтехим", "Ново-Уфимский НПЗ",
"Уфимский НПЗ", "Салаватнефтеоргсинтез", "Омский НПЗ",
"Нижнекамскнефтехим" и ООО "Пермнефтеоргсинтез" (АО "ЛУКОЙЛ") и других.
По словам Сергея Маслова, ожидается, что в ближайший год
объем перекачки дизельного топлива и бензина по нефтепродуктопроводу
"Субханкулово-Альметьевск" достигнет четырех миллионов тонн,
а после ввода первого пускового комплекса
строительства в 2006 году пропускная способность нефтепродуктопровода
будет составлять примерно 8,4 миллиона тонн нефтепродуктов в год.
Окончательно проект "Север" планируется реализовать к
2008 году. Новая трасса магистрального нефтепродуктопровода
пройдет по территориям нескольких российских областей -
Нижегородской, Владимирской, Ивановской, Ярославской, Тверской,
Новгородской и Ленинградской. Как подчеркнул Сергей Маслов, проект
"Север", безусловно, является экономически выгодным и не нуждается в
экономической поддержке со стороны государства - дорогостоящее
строительство должно довольно быстро окупиться.
Фото Олега Яровикова.
Автор: Лиана Гайнутдинова