В Уфе проходит Международная научно-практическая конференция, посвящённая кочевому миру Центральной Евразии – III «Мажитовские чтения». Более ста авторитетных ученых из ведущих университетов России, а также Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Турции и Узбекистана обсуждают вопросы изучения кочевых цивилизаций и ее роли в мировой истории.
Территории Южного Урала, на которых мы с вами живем, много тысячелетий были местом взаимодействия цивилизаций Востока и Запада, местом пересечений десятков культур и языков. Здесь бурлила жизнь соперничающих кочевников и оседлых племён, которые за многие века научились сосуществовать вместе. Здесь располагались центры кочевий, которые впоследствии стали государствообразующими центрами. Мы - сердце Евразии.
Археологические находки показывают, что наш регион был не «периферией «цивилизованного мира», а имел тесные связи с древними центрами. Например, в Средневековье тут располагался один из административных центров кочевых государств.
Это подтверждают, к примеру, итоги раскопок в Подымалово, где обнаружен крупный ремесленный центр 14 века, жители которого имели тесные контакты с другими регионами и были вовлечены в культурные, торговые связи внутри самой Золотой Орды. А во время раскопок у мавзолея Тура-хана нашли несколько монет времен царя Михаила Федоровича Романова, что указывает на тесные связи местных жителей с крепнущим после Смуты Русским государством.
Года назад, летом 2022 года Радий Хабиров, основываясь на результатах исследований ученых, анонсировал начало строительства в Чишминском районе Евразийского музея кочевых цивилизаций. Сейчас, по словам представителей научного сообщества, «музейный комплекс начал приобретать свои будущие очертания».
По мнению ученых, территория, где находятся наши достопримечательности — мавзолеи Хусейн-бека, Тура-хана и Малый кешене, была одним из центров древних кочевий. Где-то в районе мавзолеев и современной Уфы был административный центр управления регионом, место пребывания представителя Монгольского государства — Тура-хана.
«Ряд источников позволяет сделать вывод, что Тура-хан это не имя собственное, а титул и чин, обозначавшие представителя Золотой Орды. И на территории Чишминского района было посмертие одного из представителей администрации», — говорит Ильнур Буляков, кандидат исторических наук, заведующий отделом истории и истории культуры Башкортостана Института истории, языка и литературы Уфимского федерального исследовательского центра Российской академии наук.
«Мы говорим именно о кочевых цивилизациях. Это не башкирская цивилизация, это не татарская цивилизация, не якутская, не венгерская, не казахская и так далее. Речь идет о кочевых цивилизациях вообще. Нашей задачей было показать движение сквозь время», - говорит о концепции музея Глава Башкирии Радий Хабиров.
Проще говоря, наш музей будет раскрывать феномен кочевья как особого образа жизни – постоянного движения кочевых народов в степях и связанного с этим высокого уровня мобильности и коммуникаций. Кочевники были той центростремительной силой, которая выполняла важную историческую роль объединения народов и собирания земель, утверждения государственности на евразийских просторах.
«К сожалению, мировое сообщество плохо понимает, что такое кочевая цивилизация Евразии. Что это цивилизация, соединившая две другие: восточную и западную европейскую. Кочевая цивилизация всегда была тем самым трансфером, определяющим культурные ценности. Оседлые цивилизации гордятся своими достижениями, но забывают, что существовали пути, которые всегда обеспечивали передачу этих ценностей, и это было важным и ценностным для всего мирового цивилизационного сообщества», - говорит Сергей Боталов, доктор исторических наук, профессор, ведущий научный сотрудник Научно-образовательного центра евразийских исследований Южно-Уральского государственного университета.
Кто уже успел побывать в музее «Шульган-Таш», тому не надо объяснять, что такое «очень интересно и детям, и взрослым». Современный музей – как арт-пространство. Много места, простые и содержательные лекции, интерактивные аттракционы. Например, в Бурзяне можно самостоятельно сделать «наскальный рисунок» или сфотографироваться с первым человеком. Так что по содержательной части нового музея нас ждет много сюрпризов.
Помимо собственно музея у комплекса откроется большой визит-центр, национальное кафе (с кухней кочевников, конечно, а как иначе), ипподром, на котором будут проходить различные мероприятия: скачки, национальные игры и другое, а также ремесленная деревня, центр изучения башкирской лошади и спа-отель, где можно будет отдохнуть всей семьей.