Как выглядит человек, который за короткий срок заработал больше миллиона? Нет, это не бизнесмен в деловом костюме, а директор магазина обычной торговой сети. Один из тех, кого мы встречаем ежедневно и кем может стать каждый.
Руслану Галимзянову 40 лет, он директор магазина-партнёр «Пятёрочки» в Уфе. За 4 месяца 2023 года ему удалось заработать для себя и своей команды премию размером больше 1 млн рублей (доп. EBITDAR[1]). Как повторить его успех? Руслан поделился своим опытом.
[1] EBITDAR – аналитический показатель, равный объёму прибыли до вычета процентов, налогов, амортизации и затрат на реструктуризацию или аренду.
Чтобы чего-то добиться, нужно знать, к чему идти. В первую очередь важно задать себе вопрос «Чего я хочу?». Ответ на него поможет сформировать цель, к которой нужно двигаться, не сворачивая. На этом пути помогает вера в собственные силы и потенциал, а также упорство – раз уж начал что-то делать, то нужно делать это как следует и всё доводить до конца. Ну а если нет желания – лучше отказаться на первых шагах. Достигая одну цель - ставьте новую и продолжайте своё развитие.
«Изначально я работал грузчиком в одном из продуктовых магазинов Уфы, но я понимал, что в этом направлении нет карьерного роста, а я был уверен, что могу больше. Поэтому решил попробовать устроиться в «Пятёрочку» на другую должность. Это было 7,5 лет назад, и я сразу на собеседовании заявил, что в перспективе хотел бы стать директором магазина. Тогда я устроился администратором. Команда всему обучила на месте. Благодаря ответственному подходу к своему делу уже через 3 месяца я стал заместителем директора магазина. Менее чем через полгода я занял позицию директора магазина, а в сентябре прошлого года прошёл в программу «Директор магазина-партнёр» и получил новый статус. Я люблю свою работу и всегда прикладываю все силы, чтобы добиваться того, что хочу. Так, я смог увеличить товарооборот моего магазина в два раза, а сейчас поставил себе цель увеличить его трёхкратно».
Одно из преимуществ быть директором-партнёром – большая свобода действий и принятия решений в отличие от классических директоров магазинов. Им доступны расширенные полномочия: устанавливать мотивационный план продаж, при необходимости корректировать статьи расходов для увеличения выручки магазина, управлять численностью персонала, изменять уровень ассортимента отдельных товарных групп и др. Это большая ответственность. Сначала это кажется пугающим, страшно допустить ошибку. Но именно возможность что-то менять, а не следовать строгим регламентам, помогает раскрывать свой потенциал и монетизировать его.
«Получив статус директора магазина-партнёра, я получил больше полномочий по принятию решений и внедрению изменений, которые считаю необходимыми. В первую очередь я сменил подрядчика, который плохо делал уборку в магазине, и нашёл более ответственную клининговую компанию. Поставил три кассы-самообслуживания вместо одной обычной (где товары сканирует продавец-кассир) – это помогло уменьшить количество очередей в часы пик при большом потоке покупателей. Идеально чистый торговый зал и отсутствие очередей порадовали наших гостей, удовлетворённость магазином сразу выросла. Как и показатели эффективности, которые влияют на дополнительную премию».
Обычно говорят, что «кто не рискует, тот не пьёт шампанское». Однако это не всегда так. Чтобы добиться успеха не обязательно рисковать. Наоборот, гораздо лучше быть уверенным в своём решении и знать, что от него ничего не теряешь. Как, например, в программе «Директор магазина-партнёр». В проект вступают действующие директора магазинов «Пятёрочка», которые работают в торговой сети более полугода. Если вдруг не получится достигнуть поставленных показателей, компания продолжит поддерживать и сопровождать директоров в статусе «партнёра», или они могут вернуться к работе в качестве обычного директора магазина, как прежде. Именно это чувство защищённости вселяет уверенность и дает стимул брать дополнительную ответственность.
«Когда выдаётся уникальная возможность попробовать свои силы и себя в новой роли, но под защитой бизнеса, нельзя упускать этот шанс».
Добиться успеха в одиночку непросто – тяжело справляться с трудностями без поддержки. Но с правильной командой это точно получится, коллеги всегда придут на помощь и даже могут дать мудрый совет. Однако, чтобы сформировать хороший коллектив, в этих людей нужно вкладываться: обучать, мотивировать, вдохновлять, заботиться.
«Без своей команды я бы точно не смог добиться такого успеха. Причём была важна поддержка не только моих сотрудников, но и руководителя, который выступает для меня наставником. Очень ценю каждого члена нашего коллектива и стараюсь давать им все возможности для развития и благополучия – профессионального и личного. В должности директора-партнёра я получил дополнительный фонд на расширение команды, но вместо найма новых сотрудников вложил его в премиальные выплаты для действующих. Также постоянно занимаюсь обучением персонала, заинтересован в их карьерном росте. Например, администратор из моей команды достаточно быстро получила повышение до директора, теперь она управляет одной из «Пятёрочек» в городе. Всегда ставлю её в пример другим сотрудникам, потому что они тоже так могут, я их обязательно поддержу».
Отслеживать нагрузку своих сотрудников – одна из первостепенных задач хорошего руководителя. Он должен уметь поровну распределять обязанности в команде, чтобы она всё успевала и оставалась эффективной. В том числе брать на себя рутинную работу персонала, помогать им. Несмотря на то что руководитель уже может не выполнять небольшие поручения и сконцентрирован в основном на административных задачах, уметь «поработать руками» - важное качество. Такой подход помогает немного отвлечься самому и повысить работоспособность команды.
«Я люблю сам работать в торговом зале: выкладывать товар на полки, менять ценники, проверять свежесть продуктов. Также нравится лично общаться с покупателями, выяснять их потребности, да и просто уделять внимание. Делаю это ежедневно вместе со своей командой, так укрепляется чувство «плеча»».