Новости Башкортостана и Уфы
90.99
+0.06
98.78
-0.12
83.96
+0.69
11+ °C
Облачно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Лонгриды
22 Ноября 2023, 07:30

Как историки прокомментировали создание музея кочевых цивилизаций в Башкирии

Известные ученые, археологи и другие эксперты рассказывают, каким будет новый Евразийский музей кочевых цивилизаций, почему он актуален и в чем его связь с нашим регионом.

«Проект Евразийского музея кочевых цивилизаций создаётся на крепком научном фундаменте и готов выдержать испытание в научных дискуссиях любого уровня. Над его проектом работают ученые Башкортостана, Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Казахстана, Азербайджана и других стран. Научная коллаборация археологов, этнографов даёт синергический эффект. Важно, что музей не имеет цели сохранить культуру какого-либо отдельного народа, это история про наше общее историческое наследие, единую общую колыбель кочевой цивилизации, «дружбу народов», объединяющую нас с государствами Средней Азии», - говорит директор НПЦ по охране и использованию недвижимых объектов культурного наследия Республики Башкортостан Данир Гайнуллин.

«Было много вариантов архитектурных решений музея, мы согласовали окончательный вариант. Смысл в том, что мавзолей сам по себе небольшой и очень важно сохранить его значение, не перебивая значимость новым зданием. Мы долго искали средства выражения кочевой культуры и сделали так, что музей — это часть ландшафта, основная его часть спрятана под землей, а границы здания и окружающая среда плавно перетекают друг в друга. Из материалов будут использованы витражные стекла, чтобы внутри было больше света, и бетон. Рядом с музеем построят центры башкирской лошади и ловчих птиц с манежами для скачек, ремесленной деревней и другими этно-историческими локациями, современный отель “Кочевник”», - рассказывает руководитель экспертно-проектного бюро «Архтамга» Рустам Алибаев.

Утвержденный проект будущего комплекса
Фото:Утвержденный проект будущего комплекса

«Архитектурных памятников времен кочевников у нас сохранилось мало. Мавзолей Тура-хана — один из них. Создание вокруг него Евразийского музея кочевых цивилизаций — путь к познанию нашей общей истории», - считает художник-реставратор, руководитель научно-реставрационной лаборатории «Остров Крым» из Казахстана Кырым Алтынбеков.

«Такой музей необходим. Помимо новой достопримечательности и популяризации исторической правды, это еще помощь ученым, как большой и современный научный центр, где смогут храниться, централизоваться и экспонироваться результаты раскопок. Кочевой мир долгое время представлялся менее развитым, чем мир оседлых земледельческих общностей и народов, поэтому и изучался гораздо слабее. Современная наука по-иному посмотрела на проблемы кочевых и оседлых народов, уделив особое внимание проблемам взаимопроникновения и взаимовлияния этих человеческих коллективов друг на друга», - говорит археолог, кандидат исторических наук Николай Щербаков.

«В представлении обывателя, мир кочевников - это такой «край вселенной», где ничего не происходит. Но это далеко не так. Археологические исследования показывают, что наш регион не был периферией «цивилизованного мира», а имел тесные связи с древними центрами и представлял собой важную административную единицу кочевых государств. Монголы сохранили в неприкосновенности всё то, что существовало до них в хозяйственной и внутриполитической жизни башкирских родов, в том числе их вотчинное право на занимаемые земли. Например, в письме венгра-францисканца, брата Иоганки, который в 14 веке шесть лет жил среди башкир, сообщается, что монгольские власти тесно взаимодействовали с местными биями. Он же сообщает, что у башкир «оставались свои правители, лишь подчинявшиеся ордынским государям, а не назначавшиеся из числа монголов». Таким образом, башкирские земли входили в единый политический организм улуса Джучи и обладали определенной самостоятельностью», - рассказывает заведующий отделом истории и истории культуры Башкортостана Института истории, языка и литературы УФИЦ РАН Ильнур Буляков.

«Кочевники - это, если хотите, кровеносная система цивилизаций, связывающая Запад с Востоком, а Юг с Севером, разносящая по «организму» идеи, религию, технологии. Так, в лесах Перми находят азиатские монеты, а на юге – пушнину, золото сарматов - в глубокой степи, а сокровища ахеменидских царей – на Урале», - рассказывает Илшат Бахшиев, директор научно-образовательного центра «Археология 2.0» Уфимского университета науки и технологий.

Как мы рассказывали ранее, в Уфе прошла Международная научно-практическая конференция, посвящённая кочевому миру Центральной Евразии – III «Мажитовские чтения». Вопросы изучения кочевых цивилизаций и ее роли в мировой истории обсуждали более ста ученых из ведущих университетов России, а также Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Турции и Узбекистана. Мы опубликовали Четыре главных вопроса про музей кочевых цивилизаций в Башкирии.

Автор:Станислав Шахов
Читайте нас: