Новости Башкортостана и Уфы
76.69
0
86.91
0
88.66
+0.77
-18 °C
Облачно
Коронавирус
Все новости
Экономика
23 Декабря 2021, 16:06

Обеспечить непрерывное движение. Как ведется реконструкция трассы М-5 «Урал» в Башкортостане

На трассе появляются новые развязки

Последние несколько лет Республика Башкортостан осваивает значительные ресурсы на дорожное строительство. Финансирование отрасли исчисляется десятками миллиардов рублей. И это не удивительно, ведь по территории республики проходит одна из важнейших транспортных магистралей страны - трасса М-5 «Урал», соединяющая Москву с крупным промышленным центром - Челябинском.

При том, что дорога имеет большое значение, почти на всем своем протяжении она имеет всего две полосы движения, которых явно недостаточно для пропуска уже сегодняшнего потока транспорта в безопасном режиме, не говоря о перспективе. Мы изучили, как республиканские власти и дорожники исправляют ситуацию.

В ноябре, выступая на XV Международном форуме «Транспорт России», министр транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан Александр Булушев объявил, что республика находится на седьмом месте среди регионов РФ по освоению федеральных средств, выделенных на развитие транспортной инфраструктуры и дорожное строительство.

«Недавно мы запустили мост-вставку через реку Белую на южном выезде из Уфы. В следующем году мы готовы приступить к капитальному ремонту арочного моста. Активно ведется строительство крупнейшего инфраструктурного объекта региона – Восточного выезда из Уфы (проект предусматривает завершение строительства автодорожного тоннеля длиной более 1,2 км, прокладывать который начали в 1992 году. – ред.). Его важным элементом станет мостовой переход через реку Уфу с эстакадной частью протяженностью более 2,6 км», - отметил министр транспорта региона.

В январе этого года его предшественник Алан Марзаев говорил, что в 2020 году в Башкортостане было отремонтировано более 1725 км дорог, в том числе отсыпано 750 км, и построено 40 км новых дорог. Отремонтировано 15 и построено восемь новых мостов. Власти региона ставили задачу в 2021 году отремонтировать не менее 960 км дорог и проложить не менее 30 км новых автострад.

Под эти планы ожидалось крупное финансирование. Например, весной в министерстве транспорта республики говорили, что в 2021 году республика получит из федерального бюджета 7,3 млрд рублей на ремонт и строительство дорог, еще 19,4 млрд рублей на эти цели выделит бюджет субъекта. В планах было на эти средства построить и провести реконструкцию 28,2 км автодорог, также построить и отремонтировать 34 моста, протяженностью 1998 погонных метров и выполнить ремонт дорожной сети республики не менее 950 км, в том числе 215 км подъездных дорог к местам массовой жилой застройки.

По итогу, уже сейчас можно говорить, что план был перевыполнен: в этом году работы проводились на 255 участках общей протяженностью 387 километров, что на 40 километров больше, чем в 2020 году.

Александр Булушев отметил, что в Башкортостане проводятся самые масштабные дорожные работы за последние десятилетия. «Безусловно, для нас это ― серьезный вызов и мы делаем все, чтобы оправдать ожидания людей», — заявил чиновник. Благодаря усилиям власти и дорожных строителей уже сейчас в республике соответствуют нормативам 55,6% дорог республики, в городах этот показатель достигает 71%.

Учитывая, что много лет строительство и ремонт дорог не велось и не финансировалось, это очень серьезный показатель.

Рабочие находятся на строительстве трассы круглосуточно

С востока на запад

Одним из важнейших направлений дорожного строительства в Башкортостане является реконструкция федеральной трассы М-5 «Урал», которая, хоть и является крайне важной транспортной артерией, давно не справляется с потоком автомобилей, движущихся по ней, и не соответствует современным стандартам безопасности движения.

Почти на всем протяжении, за исключением нескольких участков, таких как объезд Пензы (с 605 по 645 км), от Городища до Нижний Елюзани (с 680 по 711 км), от Прасковьино до Новоспасского (с 814 по 835 км), около Сызрани (874—875 км) от Тольятти до Самары (с 974 по 1031 км), от Мирного до Уфы (с 1391 по 1480 км), от озера Еланчик до Челябинска (с 1790 по 1868 (въезд в Челябинск)) дорога имеет по одной полосе в каждую сторону.

При современном автомобильном потоке это неудобно и, главное, очень опасно; зачастую создаются аварийные ситуации с большим риском возникновения ДТП. Поэтому стоит задача расширения трассы, власти это понимают и финансируют направление.

Сейчас по заказу ФКУ Упрдор «Приуралье» ведется реконструкция четырех участков дороги от границы с Татарстаном вглубь республики Башкортостан. Общая протяженность реконструируемых участков - 66 км. Кроме того, что основной целью реконструкции всех четырех участков является увеличение пропускной способности и обеспечения комфортности и  безопасного пропуска транзитного транспорта путем расширения существующей двухполосной дороги до шести полос движения и доведения трассы до параметров дороги I-б категории (скоростная автомобильная дорога), их объединяет общий подрядчик.

Работы на всех четырех участках выполняет известная подмосковная компания ОАО «Хотьковский автомост», на счету у которой уже имеется множество сданных в эксплуатацию крупных и дорогостоящих инфраструктурных объектов. Стоимость реконструкции участков трассы почти 30 млрд рублей.

Попробуем, двигаясь с востока на запад, посмотреть, что же происходит на этой дороге.

Работы на участке 1280 км - 1300 км начались в 2019 году. Работы стоят 10,2 млрд рублей. Реконструируемая часть трассы начинается в Бавлинском районе Татарстана и заканчивается в Туймазинском районе Башкортостана, включая городской округ Октябрьский республики. По плану до 2024 года здесь, помимо расширения дороги и увеличения количества полос движения с двух до шести, планируется возведение на участке четырех новых путепроводов, моста через реку Ик длиной 249 метров и двух транспортных развязок.

Первая развязка должна обеспечить непрерывное движение по направлениям Москва – Октябрьский, Москва – Каратово и обратно, и по направлениям Уфа – Октябрьский, Уфа – Каратово и обратно. Вторая - Москва - Октябрьский, Москва - Серафимовский и обратно, и Уфа - Октябрьский, Уфа - Серафимовский и обратно. Существующий мост через реку Ик будет расширен и укреплен, его длина после реконструкции составит 248,9 м.

Есть также задача по строительству водоотводов, переносу трубопроводов и так далее. Сейчас подрядчик ведет подготовку: завозит на объект инертные материалы, идет замена грунта на подтопляемых участках. Видимые работы, такие как устройство земляного полотна, устройство дорожной одежды и собственно строительство моста начнутся в 2022 году.

Следующий участок протяженностью 12 км начинается далее на восток: от 1300 км до 1312 км трассы. Здесь, кроме расширения трассы, планируют возвести два новых железобетонных моста и четыре путепровода, в том числе переезд для сельскохозяйственной техники, также проектом предусмотрено строительство двухуровневых дорожных развязок. Все это обойдется бюджетам в 6,5 млрд руб.

Сейчас на объекте «Уфа 1300» - такое внутреннее название он носит среди специалистов «Хотьковского автомоста» - отдельные участки трассы уже близки к завершению. Где-то рабочие только устраивают земляное полотно, а где-то уже уложили дорожное покрытие (или, как говорят сами дорожники, «одежду»).

Начато сооружение опор мостов через реки Мулла-Камышка и Липовый Ключ. Ведутся также земляные работы: машины разравнивают кюветы, отсыпают грунт. Недостающий грунт, необходимый для отсыпки расширяемой части дорожного полотна, везут из карьеров. Общий объем земляных работ - более 2 млн куб м., а предстоит, как и на других участках, еще переносить коммуникации. Но дорожники уверяют, что к сроку сдачи объекта все будет готово.

Все работы выполняются надежным подрядчиком

Далее относительно небольшой участок «Уфа 1336» - он начинается на 1336 км трассы М-5 и заканчивается на 1344 км. Контракт на реконструкцию восьми км дороги стоит 2,2 млрд рублей. Впрочем, слово «реконструкция» тут не совсем уместно, потому что фактически ведется строительство нового восьмикилометрового участка, дублирующего уже существующий. Работы закончат в следующем году, поэтому сейчас на объекте уже укладывается дорожное полотно. Самое сложное сооружение на этой части трассы - развязка, которая должна «обеспечить непрерывную связь» между селами Кандры и Сайраново.

Еще один участок, который должен быть сдан в эксплуатацию в 2024 году, начинается на 1375 км трассы М-5 и заканчивается на ее 1401 км. Стоимость объекта - 6,8 млрд рублей. Это довольно продолжительный участок, который начинается в Буздякском районе Башкортостана и заканчивается в его Благоварском районе. Тут, по проекту, двухполосная дорога должна быть расширена до четырехполосной с одной разделительной полосой. На участке должны быть построены шесть развязок: две по типу «трубы» (второстепенная дорога сопрягается с главной дорогой не съездом, а самой собой кривой малого радиуса), три рамочного типа и одна разноуровневая. Также предполагается реконструкция моста через реку Чермасан, построенного в 1955 году и не справляющегося с нынешним транспортным потоком, да и просто устаревшим, а также строительство моста из металлических гофрированных арок через реку Санны.

Работы на объекте уже ведутся и на сегодняшний день техническая готовность объекта – 38,4 %, что, согласитесь, не так уж и мало, учитывая, что строительство будет вестись еще три года.

Хороший знак

Все описанное выше убеждает нас что, пройдет не так много времени и трассу М-5, с ее постоянными пробками, перегруженную фурами и довольно опасную из-за риска возникновения ДТП с трагическими последствиями от лобового столкновения, мы не узнаем уже во вполне обозримом будущем.

Дорожные работы ведутся исходя из прогнозируемой перспективной интенсивности движения на 2030 год, поэтому можно надеяться, что трасса еще долго не будет приносить проблем. И важно отметить, что дорожные работы ведет проверенный и надежный подрядчик.

ОАО «Хотьковский автомост» известно давно и исключительно с положительной стороны. Компания строила дороги и мосты как в центральных регионах (Пензенская область, Мордовия, Нижний Новгород), так и в местах с экстремальными условиями, например мосты через реки Марха и Тюкян в Якутии. Это надежные проверенные профессионалы своего дела и то, что ФКУ «Упрдор Приуралье», выступающее заказчиком реконструкции участков трассы, начало сотрудничество именно с этой организацией - хороший знак.

И самое главное – завершение этих проектов создаст для участников движения комфорт и безопасность движения по самым современным Российским и международным стандартам.

 

Существующие участки трассы не справляются с транспортным потоком