25 апреля в Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Республики Башкортостан состоялось совещание, посвященное исполнению нового закона о такси (№ 580-ФЗ) и легализации самозанятых водителей.
В общественной организации «Объединение самозанятых России» считают, что принятие нового закона обернется серьезными изменениями в этой сфере: тысячи водителей такси могут остаться без заработка, а пассажиры не смогут привычным образом добраться до работы или отвезти детей в школу.
Кроме Объединения самозанятых России, на совещании присутствовали также представители Общественного совета по развитию такси, регионального отделения «Опоры России», Минтранса России, крупнейших агрегаторов такси – «Максим» и «Яндекс Go», индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси на территории Республики Башкортостан.
Как отметили участники совещания, в новом законе «Об организации перевозок пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации…» содержится два ключевых невыполнимых требования — предрейсовые медосмотры и техосмотры, а также ОСАГО по тарифам для такси.
В сентябре 2023 года самозанятым водителям без регистрации ИП впервые будет предоставлено право получать разрешение на легальную работу в такси. Они будут платить налог на профессиональную деятельность в региональный бюджет.
Несмотря на революционность нормы, она лишь констатирует давно сложившуюся экономическую действительность — до 100% перевозок пассажиров и багажа легковым такси выполняют фактически самозанятые водители.
Однако закон обязывает самозанятых водителей проходить предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры, а также проводить предрейсовый контроль технического состояния транспортного средства, используемого в качестве легкового такси.
В Объединении самозанятых России (ОСР) считают, что к физлицам с личными автомобилями предъявили такие же требования, как к советским государственным таксомоторным предприятиям 1970-х годов.
Согласно исследованию ОСР, услуги по проведению предрейсового медицинского осмотра физических лиц в Уфе предоставляют всего лишь 5 медицинский организаций, а в городах Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский такие услуги предоставляют по одной организации.
По информации, полученной от этих медицинских организаций, каждая из них может провести не более 50 медицинских осмотров в день и ни одна из них не работает в круглосуточном режиме. В остальных населенных пунктах Республики у самозанятых перевозчиков возможность пройти медицинский осмотр полностью отсутствует.
Кроме того, с сентября без специального ОСАГО самозанятые перевозчики не смогут внести свой автомобиль в региональный реестр такси и получить разрешение на работу.
За передачу заказов «нелегалам» сайты и приложения агрегаторов теперь будут блокировать: из-за отсутствия «легальных» перевозчиков рынок схлопнется, прогнозируют эксперты Объединения самозанятых России.
По мнению ОСР, агрегаторы такси не смогут продолжать бизнес с таким мизерным объемом перевозок, их модель рассчитана на массовость услуги, а без договора с агрегатором по закону самозанятый теряет право работать.
По мнению участников совещания, намеренное выталкивание самозанятых с легального рынка введением избыточных и невыполнимых требований будет действовать только во вред пользователям услуг такси.