Новости Башкортостана и Уфы
60.75
+0.27
63.3
+0.42
82.28
-0.91
-22 °C
Облачно
Коронавирус
Все новости
Детально
25 Сентября , 15:29

Автор портрета генерала Шаймуратова - Вера Фролова: Образ комдива родной и близкий для многих

Все мы привыкли видеть портрет легендарного комдива, Героя России Минигали Шаймуратова на многих баннерах по всей республике, фото портрета размещено на автомобилях, которые возят гуманитарную помощь жителям Донбасса. Но не все, наверное, знают, что его написала наша уфимская художница, член Союза художников России Вера Фролова. С ней мы поговорили об истории написании портрета Шаймуратова, о патриотизме и героях ее картин.

- Вера Александровна, среди ваших работ много картин, посвященных участникам Великой Отечественной войны. Давайте поговорим об этих работах. На сегодняшний день одной из самых известных ваших работ является портрет Минигали Шаймуратова. Расскажите, как родилась идея написать портрет и сложно ли было справиться с написанием образа известного героя?

- В 2019 году я приняла участие в выставочном арт-проекте «Портреты войны». Проект был благотворительной акцией, приуроченной к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. В его рамках мною были созданы три портрета выдающихся уроженцев Башкортостана, известных не только в России, но и за ее пределами, участников Великой Отечественной войны. Созданные живописные полотна были включены в музейный фонд Российской Федерации и вошли в коллекцию Республиканского музея Боевой Славы. Один из портретов был посвящен Минигали  Мингажевичу Шаймуратову, командиру легендарной 112-й Башкирской кавалерийской дивизии, наследнику знаменитых «северных амуров», национальному герою башкирского народа. Каждый художник мог выбрать для написания своей картины того земляка, которого впоследствии изобразит на полотне. Я сразу выбрала генерал-майора Шаймуратова. Образ героя для меня всегда был близок и неоднократно я изображала его на своих работах (к примеру, его портрет есть в триптихе «Бессмертный полк»). А близок он мне был потому, что он мне казался внешне похожим на моего дедушку. Впоследствии я слышала от многих своих знакомых, многие его образ считали и считают родным и близким. Портрет я писала с фотографии, которая была предоставлена музеем Боевой Славы. Тщательно проследила каждую морщинку и долго старалась, чтобы передать его сосредоточенный мужественный взгляд. Самая большая сложность была в том, чтобы правильно изобразить в цвете форму и награды, так как писать пришлось с черно-белой фотографии. Пришлось изучать информацию, чтобы не ошибиться в цвете.
Очень приятно и радостно сейчас видеть, когда размещают написанный мною портрет Минигали Шаймуратова, значит я со своей задачей как художник справилась и людям он понравился.

Второй работой для данного проекта был портрет Ивана Ивановича Пстыго.  Он родился в Сухополе Златоустовского уезда Уфимской губернии. Это был один из самых сложных для меня портретов. Человек-легенда Иван Пстыго, советский лётчик штурмовой авиации, Герой Советского Союза, кавалер семи орденов Красного Знамени, командующий ВВС группы Советских войск в Германии,  командующий 16-й воздушной армией, маршал.

- Что вас трогает в патриотической теме? Почему так важен патриотизм? Можете ли рассказать об этом на примере героев своих картин?

- Патриотическая тема - одна из важных тем в моем творчестве. Своих героев я нахожу в основном среди земляков. Невозможно оценить вклад, который внесли наши деды и прадеды в победу - он бесценен.  Мужество, с которым они шли на врага, смелость, отвага, безграничная любовь к своей Родине и сплоченность людей - это вызывает гордость и желание писать картины о таких героях, порою просто обычных солдатах.
Картины рождаются порою просто после разговора с кем-то из родственников участников Великой Отечественной войны или самим ветераном, от посещения музея, от песни или стиха военных лет. Расскажу про несколько из таких работ.

«Фотография, гревшая сердце всю войну»

- Всю Великую Отечественную войну многие солдаты пронесли рядом со своим сердцем фотографии родных и близких людей. В тяжёлые времена фотографии грели сердце, радовали взгляд и воодушевляли солдат на защиту Родины. И они шли бесстрашно в бой, защищая свои семьи, своих детей, свою страну.
В основу создания картины легла история семьи Ермаковой Светланы Геннадиевны.
В 1941 году дедушка Светланы Геннадиевны Григорий Прокопьевич Марченко ушёл на фронт. Дома остались любимые жена и трое маленьких детей (дочке Кате на тот момент было 5 лет). Григорий Прокопьевич присылал с фронта письма, в которых неоднократно просил жену выслать фотографии детей... В 1942 году в 19-летнем возрасте на фронт был призван брат Григория Прокопьевича Василий. Уходя на фронт, Василий Прокопьевич взял с собой фотографию старшей племянницы Кати. Он был уверен, что встретит на фронте брата и отдаст ему фотографию. Но судьба распорядилась по-своему.... Они так и не встретились... Василий Прокопьевич прошёл с этой фотографией всю войну и дошёл до Праги. Уголки фотографии гнулись и трепались. Василий Прокопьевич бережно обрезал потрепавшиеся кончики у фотографии и бережно хранил её в кармашке гимнастёрки, там где сердце... В 1945 году он вернулся с фронта и вместе с ним и фотография. На фотографии была мама Светланы Геннадиевны - Екатерина Григорьевна Марченко. Работа на сегодняшний день хранится в Альметьевске.

Картина «Победа». Портрет Еникеева Абубакира Гиниатулловича

Для Абубакира Еникеева война началась на Орловско-Курской дуге, в составе 3-й гвардейской танковой армии, которая действовала по тылам противника. Он участвовал в освобождении городов Украины, в боях за Днепр, участвовал в боях на территории Молдавии, Румынии, Венгрии.

25 октября 1944 года в одном из тяжелых боев на границе Венгрии и Австрии был тяжело ранен и без сознания доставлен в медсанбат. Затем был направлен в госпиталь. Когда ехал в поезде, зрение молодого солдата было совсем потеряно. Воля к жизни и сильный характер помогли ему выстоять перед такой бедой. В госпитале города Саратова освоил систему чтения и письма по Брайлю. 24 марта 1945 года он вернулся в родную деревню инвалидом 1 группы по зрению. В послевоенные годы, в период восстановления нашей страны, Абубакир Гиниатуллович внес достойную лепту в развитие родной республики. Работал на ответственных постах: был директором Уфимского УПП, долгие годы проработал заместителем председателя ВОС. На заслуженном отдыхе работал директором Дома культуры инвалидов, который был построен под его руководством.
В Абубакире Гиниятулловиче меня восхитила сила духа. Это насколько же он был сильным, что потеряв полностью зрение совсем в юном возрасте, он сумел взять себя в руки, не сломаться и стать нужным человеком для общества, завести семью, воспитать достойно детей и быть примером для окружающих людей. Я была наслышана об этом человеке, но когда с ним встретилась, то очень растерялась от того, как же мне его изобразить. И решила, что пока общаемся, то какую-то композицию для себя придумаю... но не понимала какую. И вот в разговоре я его спросила: «Абубакир Гиниятуллович, а какая награда для вас досталась тяжелее всего и очень значима?». Он  сжал правую руку в кулак и на кулак аккуратно положил орден Славы 3 степени. Всё! Композиция родилась сама. Лучше и не придумаешь. Сильный духом человек - весь был виден в этом жесте.

- Расскажите, пожалуйста, про одну из самых больших ваших работ: триптих «Бессмертный полк». Как родилась идея? Портреты каких людей легли в основу создания этой картины и как долго создавалась она?

- Стихи дагестанского поэта Расула Гамзатова знакомы всем с детства:
Мне кажется порою, что солдаты,
С кровавых не пришедшие полей,
Не в землю нашу полегли когда-то,
А превратились в белых журавлей....
Отрывок этого стихотворения я много лет прокручивала у себя в голове и образно представляла себе, как солдаты превращаются в журавлей... но вот нарисовать не бралась. Но вот когда сама прошла в День Победы в Бессмертном полку и потом ещё посмотрела по телевизору, какой масштаб приобрело шествие Бессмертного полка, я была поражена. Во мне сразу соединилось много разных чувств и родилась идея написать картину, посвященную этому масштабному событию. Картина состоит из трех частей и все части соединяются дугой из летящих журавлей. Писала триптих целый год. На центральной части изображено само шествие Бессмертного полка. Здесь живые сплелись с плакатами ушедших и уходя вдаль плакаты с изображениями солдат переходят и сливаются с небом и переходят в журавлей. На работе изображены люди разных национальностей, участники ВОВ в форме военных лет, священнослужители, дети и взрослые с плакатами своих защитников, разные атрибуты Дня Победы. В картине много маленьких элементов и сюжетов, увиденных лично мной или показанных по телевизору. Одни люди ликуют и радуются Победе, другие со слезами на глазах вспоминают своих ушедших товарищей, кто-то поет песни и играет на баяне и тут же появляется сюжет с боевыми товарищами и ребенок, бережно несущий награды своего прадеда. На работе изображено очень большое количество близких мне людей, здесь есть и я со своей семьей и родителями, и даже моя школьная учительница и мои друзья и знакомые. Цвета Российского флага являются главными в цветовой гамме всей работы. На левой части триптиха, которая получила название «Река памяти», изображен ветеран ВОВ с маленькой девочкой, запускающей кораблики. Однажды я узнала об акции, которую придумала феодосийская школьница Катя Кимплинская, «Кораблик Победы». Взрослые и дети складывали кораблики, на которых писали имена своих героев. Сначала множество бумажных корабликов выпускали в воды Черного моря, чуть позже - в море социальных сетей и интернета. Я нарисовала тот момент, когда многие дети свои кораблики Победы - кораблики Памяти отправили в плавание. И в память о девочке, которой пришла эта идея - я на своей картине нарисовала маленькую девочку, отправляющую в плавание свой кораблик.
Правая часть триптиха называется «Памяти Предков». Композиция родилась после увиденного видеоролика с репетиции Парада Победы в Москве, в котором российские военнослужащие во время марша отдают честь юному двухлетнему мальчику. Ребенок старательно отдавал честь военнослужащим, и многие из них, не сдерживая эмоций, отвечали на приветствие мальчика. Я в своей работе изобразила маленького мальчика, отдающего честь ушедшим предкам. Он гордится своей страной, своими предками, своими корнями. Среди предков есть маленький мальчик тех времен. Такой маленький, но тоже уже вставший на защиту своей страны. Среди предков мои родственники, родственники друзей, которые приносили фотографии, герои России и Башкирии, лица которых я взяла с фотографий из музеев и книг.

- Были ли у вас неожиданные встречи с будущими героями картин?

- Бывают и неожиданные встречи с героями будущих работ. Однажды я пришла с детьми в центральную городскую детскую библиотеку им. Ш. А. Худайбердина и неожиданно для себя попала на презентацию книги Куликова Анатолия Дорофеевича «Сталь закалялась в огне». Сам автор долго и очень эмоционально рассказывал про сюжет и те события из своей жизни, которые легли в основу произведения. Я была поражена. Вот так неожиданно познакомиться с таким уникальным человеком. Анатолий Дорофеевич родился в Благовещенске. В ряды РККА отправился 18-летним юношей в ноябре 41-го года. Сражался в Сталинградской битве, бил фашистов на Донбасе. В Крыму форсировал Сиваш и освобождал Севастополь. Свою картину я назвала  «Рассказ о войне». На ней ветеран ВОВ Анатолий Дорофеевич очень эмоционально рассказывает об ужасах войны. Я постаралась передать всё эмоциональное напряжение главного героя работы.

Герой моей картины «Праздничный стих» ветеран ВОВ Ахсан Караевич Бабичев.

Ахсан Бабичев родился в деревне Кигазытамак Мишкинского района. В 1939 году Ахсан Караевич окончил педучилище и в неполные 18 лет его призвали в Красную Армию. Великая Отечественная война началась, когда он после окончания Казанского пулеметного оканчивал Ленинградское минометное училище. В подмосковном Алабино спешно формировался полк «Катюш» — нового грозного оружия. Бабичев попадает в 17-й отдельный гвардейский дивизион, который занял позицию у деревень Псарево — Кукарено, что восточнее знаменитого Бородинского поля. Бойцы дивизии шесть суток насмерть бились с превосходящими силами врага и победили.

Интересный факт, в 1812 году на этом же поле с французскими оккупантами сражались родственники Ахсана Караевича. Один из них вернулся с медалью «За взятие Парижа». Вот так переплелись в судьбах рода Бабичевых две Отечественные войны.

Среди многочисленных наград Ахсана Бабичева медаль «За оборону Москвы», орден Красной Звезды. Воевал он на Курской дуге. Война с немецкими захватчиками для капитана Ахсана Бабичева закончилась после контузии в Польше осенью 1944 года.

Несмотря на преклонный возраст, ветеран до последнего был легок на подъем. «Старость меня дома не застанет», — говорил он. Мне посчастливилось писать Ахсан Караевича, он позировал мне в мастерской. Я писала его портрет с руками, а моя маленькая дочка постоянно его отвлекала. То конфетку принесет, то песню споёт, то стих расскажет. А так как Асхан Караевич слышал плохо, то ставил руку к уху и старался расслышать, что же поет ему маленькая девочка, и тем самым нарушал постановку. Уж больно она его умиляла, и он расплывался в улыбке. Я не могла дописать портрет, так как на портрете у меня сидел серьезный участник ВОВ. А на самом деле он уже не был серьезным, так как всё его внимание забрал ребенок. И тут мне в голову пришел сюжет работы, которую я потом назвала «Праздничный стих». Ветерана я написала с натуры очень быстро. А дочку потом долго-долго пришлось уговаривать попозировать.

В этом году исполнилось 100 лет со дня рождения дважды Героя Советского Союза Мусы Гареева. Я нарисовала и подарила три портрета Мусы Гайсиновича Гареева и теперь они хранятся в мемориальном Музее дважды Героя Советского Союза Мусы Гареева, расположенном в селе Верхнеяркеево, и Кушнаренковском историко- краеведческом музее.

 Однажды я участвовала в конкурсе, посвященном ВОВ, и тема была «Дети войны». Так не хотелось писать детей голодных, плачущих, в оборванной одежде. Долго думала над этой темой. И родилась работа совершенно противоположного настроения. Картину я назвала «Большое счастье маленького мальчика». Самое большое счастье для любого ребенка - это живые родители. На картине изображен вернувшийся с фронта солдат, который обнимает своего счастливого сына.

- Как, по-вашему, художник проявляет свой патриотизм?
- В тяжелые времена народ всегда нуждается в духовной поддержке и опоре. Положительные образы героев, написанные в реалистической манере, показывающие силу духа, влияют на зрителя, вселяя веру в добро, Победу. Художник, любящий свою Родину, через свои работы может привить эту же любовь ближнему. Художник, прославляющий свою страну, свой народ, сохраняющий традиции своей страны и бережное отношение к её истории, всегда своими работами найдет отклик в душе своих земляков.

Художник может увидеть то, что обычному человеку не доступно, сопереживать своим героям, и отражать их внутренний мир и сами явления окружающей действительности через художественный образ.
Искусство – это же особый мир, который может лечить и воспитывать, и обучать, и радовать. Роль художника – помочь увидеть людям красоту своей Родины и внутреннюю созидающую, а не разрушающую силу человека, в этом и проявляется, по-моему, патриотизм художника.

Автор:Азат Гиззатуллин
Читайте нас в