Новости Башкортостана и Уфы
92.59
+0.02
100.27
-0.14
86.25
+0.84
-2 °C
Облачно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Детально
28 Мая 2022, 07:50

Двухколесная столица: лидер велодвижения Егор Лукша о перспективах Уфы велосипедной

Союз велосипедистов РБ Егор Лукша
Егор ЛукшаФото:Союз велосипедистов РБ

29 мая в Уфе состоится 11-й по счету фестиваль «День 1000 велосипедистов», ожидается, что он соберет десятки тысяч участников, многие ждут возможности раз в году проехать по главным улицам города.  Хотя условия для поклонников двухколесного транспорта в столице Башкирии далеки от идеальных,  это  не помешало ей  возглавить рейтинг  лучших городов для велосипедистов  в России.  О развитии велоинфраструктуры в городах республики и закулисье предстоящего велофестиваля «Башинформу» рассказал лидер союза велосипедистов Башкирии Егор Лукша.

ПРАЗДНИК ЗА 9 МИЛЛИОНОВ

- До главного велособытия – «Дня 1000 велосипедистов», осталось совсем немного. Каким он будет?

- «День 1000 велосипедистов» пройдет  в Уфе 29 мая. Это событие – часть  серии велопробегов и велофестивалей, которые проводятся в городах Башкирии. Мероприятие поддержало министерство спорта РБ. Маршрут пробега – традиционный: от горсовета до Телецентра. Сбор участников начнется в 9.00 на площади перед горсоветом. Люди смогут пообщаться, сфотографироваться на память. Старт намечен на 10.30. В конечной точке маршрута с 12.00 до 14.00 состоится концерт, здесь будут действовать интерактивные площадки, зоны активности наших партнеров. Желающим принять участие в заезде рекомендую зарегистрироваться заранее на сайте фестиваля: так вы поможете нам избежать лишней нагрузки на старте при выдаче номеров.  Прошедшие предварительную регистрацию автоматически станут участниками розыгрыша призов. Желающие смогут выбрать себе «красивый» номер и купить его за 500 рублей (остальные номера выдаются бесплатно). Деньги пойдут в благотворительный фонд.

- Сколько участников ожидается?

- Мы ориентировались на прошлогоднюю цифру – 20 тыс. человек, я вижу, как люди ждут этого мероприятия, но придется подстраиваться под погоду, надеюсь, она не будет плохой, думаю,  15 тыс. человек точно соберется.

- Вы упомянули о поддержке со стороны минспорта Башкирии, в чем она заключается?

- Мы выиграли грант министерства на проведение серии велопробегов в республике. Союз велосипедистов – некоммерческая организация, у нас нет своего бюджета, поэтому рады любой помощи. Деньги нужны на печать номеров для участников, покупку более 5 км баннерной ткани, футболок для волонтёров. Одна из самых больших статей  расходов – аренда концертного оборудования. А еще нужны столы, стулья, рации, шатры, афиши, деньги на поездки по Башкирии. В этом году у нас появился небольшой офис, где можно хранить инвентарь, проводить встречи, обучать волонтеров. Между тем, один велофестиваль обходится примерно в 9 млн рублей, но мы, разумеется, никогда не держали в руках таких денег. Наши партнеры просто закрывают определенные статьи расходов, будь то организация концерта, оплата работы грузчиков, установка фан-барьеров и прочее. Мало кто знает, но на протяжении всего маршрута велопробега перекрываются не только улицы, но и выезды из дворов. Для этого идеально подходят бетонные блоки, но их нет в нужном количестве, поэтому используем металлические барьеры. Их легко сдвинуть, поэтому рядом должен стоять человек. Наши волонтеры этим не занимаются, такова моя принципиальная позиция, поэтому нужно нанимать людей, которые будут обеспечивать  безопасность. Львиную долю всех расходов берет на себя город, в том числе предоставляет людей, технику, за что мы очень благодарны.

КУДА ВЕДУТ ВЕЛОДОРОЖКИ

 - По задумке союза велосипедистов, уфимскому фестивалю должны  были предшествовать велопробеги в городах республики. Почему изменились планы?

- Май очень насыщен различными мероприятиями: где-то нам не удалось вписаться в программу, мы не совпали по времени с другими городскими событиями, поэтому мероприятия решили перенести. 21 мая прошел велопробег в Стерлитамаке, 22 мая – в Нефтекамске. В августе планируем провести велопробеги в Салавате, Октябрьском, будет еще один велопробег в Уфе, правда маршрут пройдет уже не по центру города, а по Черниковке. Думаю, даже лучше, что вышло именно так, ведь осталось больше времени, чтобы как следует подготовиться к велособытию в Уфе.

- Как чувствуют себя велосипедисты в городах Башкирии?

- В каждом городе своя ситуация, но в целом в республике очевидна тенденция на создание новых велодорожек. В Стерлитамаке отметил хорошие тротуары, радует, что вдоль бульваров появились обособленные велодорожки, сделанные по всем правилам. Помимо специальной разметки, они выделены цветом, уложено особое покрытие, улучшающее сцепление: пешеходу или маме с коляской трудно не заметить, где они идут. В Нефтекамске есть хорошая тропа здоровья, отличное общественное пространство, точка притяжения для горожан. Ездить на велосипеде там одно удовольствие, всем, кто собирается в Нефтекамск, очень советую там побывать. Самое сильное велосообщество в Уфе, поэтому мы стараемся всем помогать, выигрывать гранты, проводить мероприятия. В прошлом году столица Башкирии была признана лидером в рейтинге городов-миллионников России по развитию велоинфраструктуры.  Для нас это стало сюрпризом, ведь изнутри ситуация видится иначе: стертая велоразметка, где-то проехать мешает забор или бордюр. Оказывается, в других городах-миллионниках ситуация не лучше. Понимаю, что Уфа – довольно протяженный город и сделать сеть велодорожек здесь сложно, но мы близки к созданию единого велокольца.

 - Разговоры об этом идут давно, но изменений не видно…

- Насколько я могу судить по ответам чиновников, работа ведется,  разрабатываются проекты, но все это не выходит за пределы кабинетов, не попадает в СМИ. Уфе требуется обновление существующих велодорожек, мы предложили мэрии один из вариантов решения проблемы: внести в показатели результативности работы администрации каждого района строительство велодорожек, количество срезанных бордюров и т.п. Когда появится подобный документ, его доведут до исполнителей, у них появится определенная мотивация достигать каких-то показателей, они  не будут равны нулю. Придется отчитываться о проделанной работе, значит, будут приниматься решения. 

ГОТОВИМ ГОРОДУ СЮРПРИЗ

- Удалось ли вам установить контакт с администрацией Уфы, заручиться поддержкой нового мэра?

- С Ратмиром Мавлиевым мы еще не встречались, однако пригласили мэра на «День 1000 велосипедистов», надеюсь, удастся с ним встретиться. Как я уже сказал, администрация Уфы, правительство республики помогают нам в организации мероприятий, но с развитием велоинфраструктуры пока нет подвижек. Есть хороший пример 160-тысяччного Альметьевска, где созданы прекрасные условия для велосипедистов. К этому нужно стремиться, но мы понимаем, что население Уфы в разы больше, в городе сложный рельеф и создание сети велодорожек требует немалых затрат. Поэтому надо начинать с малого: разметки, светофоров для велосипедистов и других мер. Это повысит комфортность городской среды и туристическую привлекательность Уфы.

- Много ли в Уфе велосипедистов? Может, ради узкой группы людей не стоит особенно стараться?

- Учитывая количество участников велофестиваля, речь идет о десятках тысяч человек, разве этого мало?  Есть люди, которые регулярно используют велосипед. Во время акции «На работу на велосипеде» мы фиксировали в утренние часы сотни велосипедистов на Проспекте Октября. Это только видимая часть, наиболее продвинутые выбирают более удобные пути, где меньше светофоров, пересечения с пешеходами. Вообще, наши волонтеры регулярно мониторят загрузку велополос, стоят в часы  пик  со специальными велосчетчиками в наиболее оживленных точках Уфы: на «Спортивной» у «Мира», аграрного университета и других точках. Они  считают также проезжающих на самокатах, людей с колясками. Мы фиксируем и пол велосипедистов: есть закономерность – чем больше женщин пользуются двухколесным транспортом, тем комфортнее городская среда. Пока же по нашим данным, порядка 80% велосипедистов – мужчины. В последние годы, с развитием кикшеринга, мы видим рост числа самокатчиков. К сожалению, это ведет к росту столкновений с автотранспортом и особенно пешеходами. Ограничение скорости электросамокатов не решает проблему. Думаю, что по мере износа этой техники они тоже  пересядут на велосипеды.

- Представьте, что мэрия Уфы учредила должность советника по развитию велоинфраструктуры, и вам предложили занять ее. Что сделаете в первую очередь?

- Я бы воспользовался такой возможностью, думаю, это позволит быть ближе к людям, принимающим решения и продвигать, например, стратегию развития велоинфраструктуры, следить за ее исполнением. Есть много планов, которые хочется реализовать. Сейчас уфимцы готовятся к 450-летию родного города, в наших планах собрать на «День 1000 велосипедистов», в юбилейный год 30 тыс. участников. Для сравнения: в Москве набирается обычно 40 тыс. человек, но там и населения несравнимо больше. Велосипед не просто средство передвижения – это средство изменить мир. Когда человек садится за руль велосипеда, он понимает свой город намного лучше, чем глядя на него из окна автомобиля или автобуса. Мы не против машин и не собираемся пересаживать всех на велосипеды, но у человека должен быть выбор, возможность спокойно поехать на работу или по делам на двухколесном транспорте. Велофестиваль - хорошая возможность заявить, что мы есть, нас все больше и нам нужна безопасная и качественная велоинфраструктура.

 

 

 

 

Автор:Роман Якимчук
Читайте нас: