Новости Башкортостана и Уфы
58.21
-0.68
60.39
-0.51
112.88
-0.54
11+ °C
Облачно
Коронавирус
Все новости
Детально
11 Мая , 09:00

Вадим Захаров, БашГУ: «Главный человек в университете – это студент»

Партнерский материал

В начале апреля в Башкирском государственном университете был назначен новый исполняющий обязанности ректора. Главой ключевого вуза республики стал доктор химических наук, профессор и руководитель Уфимского федерального исследовательского центра (УФИЦ) РАН Вадим Захаров. Решение о его назначении было принято Министерством науки и высшего образования Российской Федерации.


В интервью информационному агентству «Башинформ» Вадим Петрович поделился планами развития вуза, стратегией научной работы в условиях санкций и рассказал об отношениях со студентами.

- Вы пришли в вуз в сложное и интересное время. На пороге новая приемная кампания, кардинальные изменения в жизни страны и образовательной системе. Как вы видите свою работу в связи с санкциями? Каким вам видится будущее вуза?

 -  Круглый год в вузе идет непрерывный рабочий процесс. Организация не останавливает свою деятельность ни на минуту, работает многотысячный коллектив – полторы тысячи сотрудников только в Уфе, плюс в филиалах. Здесь организационная структура налажена годами.

В этих условиях роль ректора – принимать решения и нести за это ответственность. Тем более, если это решения, где результат не очевиден: порой приходится действовать в условиях некоторой неопределенности. Вне зависимости от внешней ситуации университеты по-прежнему конкурируют за абитуриента и работают на повышение эффективности образовательного процесса– это было, есть и будет.

Будущее вуза на сегодняшний день видится, конечно, в максимальном увеличении показателей, которые характеризует деятельность университета. Это средний балл ЕГЭ и количество бюджетных мест, которое выделяет Министерство науки и высшего образования РФ, оказывая тем самым доверие, поскольку контрольные цифры приема – это бюджетное финансирование. В списке показателей размер средней зарплаты сотрудников, объем научно-исследовательских работ, количество индустриальных партнеров и др.

Все службы университета и я ставим перед собой такую задачу - чтобы все эти показатели росли, и росли как можно быстрее.

- Говоря о переформатировании вузов и системы высшего образования в целом нельзя не затронуть такой факт - БашГУ плотно сотрудничал с международными образовательными организациями, а студенты вуза могли получить двойной диплом – зарубежного вуза и БашГУ. Тем самым выпускники получали значительное конкурентное преимущество на рынке труда. Есть понимание, как изменится ситуация в нынешних геополитических обстоятельствах?

- Действительно, сегодня кардинально изменилась ситуация, в том числе в стратегических задачах вузов.

Если до недавнего времени значительные средства направлялись на повышение интернационализации университетов – увеличивалось количество иностранных студентов, преподавателей, организовывались стажировки, теперь БГУ имеет шанс изменить направление и максимально сориентироваться на потребности, которые возникают в РФ, и в регионе в частности.

Сейчас внимание вуза будет сосредоточено на выполнении работ в области научных исследований по заказу региона, подготовке кадров под новые отрасли, которые формируются в части импортозамещения.

Опыт же налаживания кооперационных связей, который был накоплен при работе с зарубежными партнёрами, думаю, пригодится для работы с вузами и научно-образовательными организациями внутри страны. Это приведет к получению двойных дипломов, но уже с российскими партнёрами.

Если же ситуация будет меняться, то программа  международного сотрудничества вернется снова.

Наука не имеет границ. Нет такого понятия как «российская наука», «американская», «зарубежная», «башкирская». Политические факторы влияют, без сомнения, на установленные связи, но я уверен, что те возможности, которые есть в России, компетенции наших ученых по достоинству оцениваются зарубежными партнерами.

Думаю, в скором времени будут скорректированы механизмы взаимодействия, и мы будем встроены в мировые исследования по широкому спектру отраслей.

- Сейчас идет перенастройка экономики страны. Есть мнение, что привычная модель востребованных на рынке труда специальностей и факультетов должна быть трансформирована. Какие новые специальности появятся?

- Сегодня нет направлений, которые можно закрывать и не набирать на них студентов, все направления актуальны. Понятно, что идет развитие и новых рабочих мест в разных направлениях, компетенциях.  Подстроиться сразу, изменяя на первом курсе направление подготовки, практически невозможно. Поэтому сегодня необходимо, и Президент Российской Федерации Владимир Путин дал такую установку, создать условия для гибкой карьерной траектории студента во время обучения.

К примеру, студент два года обучается по направлениям химической отрасли, понимает и видит свои возможности и возможности университета, появляется желание сменить направление – и следующие два года он может заниматься физикой, усиливая свои уже полученные компетенции.

На выходе получается специалист, который сам, или с помощью консультантов, выбрал необходимую карьерную траекторию так, чтобы работать в компании, которой на момент поступления в университет еще не было. Я думаю, что это правильное решение, и здесь нужно будет двигаться по этому пути.

Специальности кардинально не изменятся, но с учетом тех трендов, которые есть на рынке труда, будут созданы условия для получения рабочих профессий. Сегодня активно развиваем открытие и лицензирование направлений подготовки среднего профессионального образования. Встраиваемся в движение WorldSkills.

При этом БашГУ по-прежнему классический многопрофильный университет, дающий базовые знания  по химии, физике, юриспруденции, филологии и другим областям знаний.

- Как будете выстраивать взаимоотношения со студентами? Ректор, с вашей точки зрения - это учитель и воспитатель, или хозяйственник и топ-менеджер?

- Ректор – человек, который берет на себя ответственность, не размывает ее.  При принятии судьбоносных решений – определение стратегических направлений развития, открытие новых специальностей  - должен максимально проработать с коллективом единомышленников.

Конечно, общение со студентами и преподавателями позволяет лучше понять на местах, как университет создает места для комфортной учебы и работы, но времени не хватает, и обратную связь приходится получать косвенно, к примеру, в виде аналитических обзоров и т.д. В данной ситуации ректор, это конечно, управленец.

Недавно создал телеграм-канал, через который нахожу наиболее короткий путь доставки мыслей, предложений, исходящих от руководства вуза до студентов и преподавателей. Ну и, имею возможность обратной связи, которую, в свою очередь, отслеживают и наши структурные подразделения.

Задача – все проекты, задачи и достижения, которые есть в университете, максимально быстро доводить до максимального количества людей, которые находятся в вузе. Мы - одна большая семья, в которой и студенты, и преподаватели, и сотрудники.

- Абитуриентов волнует цена обучения на коммерческое обучение. Как она изменится? Успокойте или предупредите.

- Серьезных  изменений не будет. Формирование стоимости обучения вуза ориентируется на те установки и те ограничения, которые устанавливает Минобрнауки РФ. Есть планка, ниже которой опускаться нельзя – это приведет к ухудшению качества образования.

О числе коммерческих мест сложно сказать, это будет зависеть от миграции абитуриентов в образовательном пространстве. Сейчас ограничен выезд за рубеж, поэтому выпускники, которые планировали учиться за границей, вероятно, останутся здесь. Обучение в регионе очевидно дешевле по стоимости и проживанию. В связи с этим, мы надеемся и прогнозируем, что большее количество абитуриентов останутся в Башкирии и БашГУ.

Для того чтобы, при этом, качество образования соответствовало международным стандартам усилиями Главы РБ в республике реализуются масштабные проекты – международный студенческий кампус, карбоновые полигоны, проект «Приоритет 2030», Евразийский НОЦ мирового уровня.

Это планомерная работа, которая, как мы думаем даст свои результаты -  увеличение количества молодых людей, которые отдают приоритет местным вузам из Башкирии, а также абитуриентов из других регионов.

- Когда Вы сами были студентом, Вы жили в общежитии? Как сейчас оцениваете состояние общежитий БашГУ?

- Я жил в общежитии, будучи студентом, аспирантом, вплоть до защиты докторской диссертации. Сейчас пристальное внимание оказываю и ориентирую команду университета на то, чтобы создать комфортные условия для проживания студенческой молодежи. И строительство нового общежития, которое было запущено в прошлом году – историческое событие для республики и большое достижение для вуза.

Да, в целом сегодня студенты могут признать, что условия проживания далеки от идеальных. Здания были построены еще несколько десятилетий назад, физически и морально не соответствуют требованиям времени. Здесь двигаемся поступательно и стараемся не упускать из виду поддержку комфортных условий для студентов.

- С 2023 года темы исследовательских работ будут посвящены проблемам реального сектора региональной экономики. В настоящий момент, какой запрос к БашГУ у Башкирии?

- Это связано с внешнеэкономической ситуацией, которую мы наблюдаем. Это правильное решение. Задачи региональных вузов главным образом решать исследовательские и другие задачи региона, где университет расположен.

Первый этап этой работы в БашГУ уже запущен через Евразийский НОЦ мирового уровня. Для того чтобы получить финансирование на выполнение госзадания по научной работе, мы должны получить согласие региона – что эта работа востребована, решает конкретные практические задачи, и должна быть профинансирована со стороны министерства. Сегодня мы находимся на этой стадии, и, я думаю, это правильно.

Темы научно-исследовательских работ определяются тем, находится ли это в фокусе мировой науки – это должно подтверждать актуальность этой темы. То есть в мире эту тему исследуют. Это та точка приложения усилий, которая в ближайшее время может привести к результату – научному или практическому. Регион, с учетом его специфики, ставит задачи для ученых, которые проводят исследования  применительно к задачам, которые позволят внести вклад в социально-экономическое развитие региона.

При обосновании актуальности темы прописываются конкретные потребители научной продукции – это предприятия от небольших до крупных нефтехимических и перерабатывающих заводов.

Сейчас у нас уже есть к примеру  успешный опыт работы с Ишимбайским катализаторным заводом. В России большая зависимость от импортных катализаторов. Регион заинтересован в том, чтобы загрузить предприятие, а оно стремится производить продукцию, которая превосходит аналоги. Здесь наука, которая проводит исследования и решает эту задачу.

-  Кто он - современный студент? Что Вы готовы для него сделать?

Основная задача университета – подготовка специалистов, которые ценятся на рынке труда и у которых остаются только положительные воспоминания об обучении в вузе.

Поэтому все решения, которые принимаются, так или иначе направлены на студента – повысить качество, комфорт и создание условий для проявления научных, спортивных, творческих способностей. Одним словом, главный герой в университете – это будущий специалист.

Читайте нас в