Новости Башкортостана и Уфы
56.97
-1.24
58.87
-1.51
114.32
+0.76
16+ °C
Облачно
Коронавирус
Все новости
Детально
30 Апреля , 18:36

Инфраструктура безопасности: глава минтранса Башкирии о настоящем и будущем наших дорог

Валерий Шахов
Фото:Валерий Шахов

Башкирия занимает второе место среди российских регионов по протяженности дорожной сети  - 49 тыс. км. Этого достаточно, чтобы обогнуть Землю по экватору. Но это также значит, что нашим дорогам нужно много асфальта, специальной техники, дорожных знаков, камер, светофоров и повышенное внимание к безопасности. О текущей и предстоящей работе по ремонту, строительству автотрасс, оснащению их современной инфраструктурой «Башинформу» рассказал министр транспорта и дорожного хозяйства Башкирии Александр Булушев.

ЯМЫ  ВОЗНИКАЮТ ИЗ-ЗА КЛИМАТА

- Александр Владимирович, весна обнажила дорожные проблемы: на трассах появились ямы, колеи. Что делается для исправления ситуации?

- Ямы на дорогах ликвидируются круглый год, наибольший объем ремонта приходится на весну. Проблемные участки оцифровываются, заносятся в автоматизированную систему контроля и планирования дорожной инфраструктуры (СКПДИ), что позволяет эффективно отслеживать процесс их ликвидации. По состоянию на 19 апреля из 20265 км автодорог с асфальтобетонным покрытием, проинспектировано 10016 км (49%). Выявлено 57635 дефектов, из них устранено 30591, в основном на региональных и межмуниципальных трассах. Оцифровку ям, планируем завершить до 15 мая, до 15 июня устраним дефекты.

- Сколько времени уходит с момента обнаружения ямы до ее ликвидации?

- Сроки ямочного ремонта регламентирует ГОСТ, в зависимости от категории дороги, на устранение дефекта даётся до недели. Но мы настаиваем, чтобы на трассе любой категории этот процесс не превышал трех дней. Ямочный ремонт – временная  и вынужденная мера для снижения аварийности, полноценного ремонта трассы  он не заменяет. К сожалению, избежать появления ям в наших условиях нельзя, одна из причин - климат. Но дорожные покрытия постоянно совершенствуются, над продлением срока их службы работают профильные НИИ. И мы работаем в данном  направлении, разрабатываем стандарт региональных дорог, с учетом многообразия климатических зон республики. Исходя из этого формируется состав асфальтобетонных смесей для дорожного строительства и ремонта. Тем не менее, качественный материал и точное соблюдение ГОСТов, позволяют свести появление дефектов к минимуму. Достаточно проехать по трассе, чтобы понять, насколько точно подрядчик соблюдал нормативы. При обнаружении дефектов они устраняются по гарантии. Гарантийный срок зависит от вида и состава выполняемых работ, предусмотренных контрактами. На верхний слой дорожного покрытия он составляет в основном 4 года.

ПОСТРОИТЬ И ОТРЕМОНТИРОВАТЬ

- Какие дороги построят и отремонтируют в Башкирии в текущем году?

- В рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги» планируется работа на 103 объектах, в их числе  - капиталоемкие, переходящие на 2023 -2024 годы. Для достижения целевых показателей нацпроекта планируется ввести в эксплуатацию более 200 км автомобильных дорог и улично-дорожной сети городов после ремонта, капитального ремонта и реконструкции. В их числе  дорога Бирск – Тастуба – Сатка на участке от Караидели до Тастубы, улица 8 Марта в Советском районе Уфы. Продолжается строительство Восточного выезда из Уфы. Среди наиболее значимых  объектов: строительство транспортной развязки в Зинино в Октябрьском районе, реконструкция улицы Рабкоров, строительство улиц Высотная, Академика Ураксина в Кировском районе. 

- Как вы оцениваете качество дорог в республике в целом? У нас немало  дорог межрайонного и муниципального значения. Достаточно ли у муниципалитетов средств, чтобы содержать их в надлежащем виде?

- В рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги», в каждом регионе определена опорная сеть дорог, которые должны соответствовать нормативному состоянию, у нас этот показатель растет из года в год. Башкирия – на втором месте среди российских регионов по протяженности дорожной сети – 49 тыс. км (лидирует Алтайский край). В настоящее время в 4277 из 4586 населенных пунктов Башкирии (93%) есть дороги с твердым покрытием. Дорожный фонд республики составляет в среднем 23-24 млрд. рублей. Дополнительно к нам поступают деньги по различным федеральным программам, помимо проекта «Безопасные  качественные дороги» это  «Комплексное развитие сельских территорий», федеральная программа «Содействие», в рамках которой строится Восточный выезд. Из значимых региональных программ назову проекты «Общесистемные меры развития дорожного хозяйства» и «Региональная и местная дорожная сеть». Речь идет в общей сложности о выделении  7-10 млрд. рублей из федерального бюджета дополнительно к средствам Дорожного фонда. В 2022 году на содержание автодорог регионального, межмуниципального и местного значения предусмотрено 5,7 млрд  рублей. Этих денег должно хватить.

- Не отразятся ли санкции и удорожание стройматериалов на планах по ремонту и строительству дорог?

- Эти планы закреплены в утверждённом территориальном заказе на текущий год в соответствии с выделенными годовыми лимитами, они не зависит от удорожания материалов. Ввод объектов будет выполнен в соответствии с заключёнными госконтрактами. Башкирия полностью обеспечивает себя материалами для дорожного ремонта и строительства. У нас есть карьеры по добыче песка, щебня, производство битума, так что проблем не будет. Безусловно, импортной дорожной технике, может потребоваться текущий ремонт, но ее доля невелика.  Есть подходящие запчасти российских, китайских производителей, так что все будет работать, ничего не остановится.

ВРЕМЯ  ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА

- Удается ли сделать дороги Башкирии более безопасными?

- Наша основная задача  - свести к минимуму гибель людей на дорогах. Каждый случай ДТП со смертельным исходом анализируется, выявляются потенциально опасные участки, на которых происходят аварии. Для них разрабатывается комплекс необходимых мер. Например, ограничивается скоростной режим, устанавливаются барьерные ограждения, применяются иные способы повысить дисциплину водителей: устанавливаются искусственные неровности (они же «лежачие полицейские»), камеры фотовидеофиксации, оборудуются шумовые полосы и др. Сейчас на дорогах Башкирии действуют  более 1800 камер, в течение года они будут перемещаться, что позволит повысить их эффективность. Мы можем надеяться, что эта работа дает  результат, в первом квартале 2022 года зафиксировано снижение аварийности, в частности произошло 636 ДТП против 694 в аналогичный период 2021 года. Погибло 62 человека, против 85 человек в 2021 году, что на 27,1% меньше. Снизилось и количество пострадавших – 806 против 884 в 2021 году. По разработанному плану повышения безопасности дорожного движения в текущем году планируем установить более 20 тыс. дорожных знаков, 150 светофоров,76 км барьерного  и 23 км пешеходного ограждений, отремонтировать более  900 км дорог.

В нашем стремлении снизить аварийность и смертность не обойтись без помощи и понимания со стороны водителей и пешеходов. Делая анализ ДТП, я могу сказать, что многих смертей можно было избежать, соблюдая простые правила:

  • проявляя осторожность, снижая скорость в сложных погодных условиях, при снегопадах и проливных дождях, ведь аварийность в таких условиях возрастает во много раз;
  • применяя светоотражающие элементы на одежде или используя светоотражающий жилет. Пешеходам он необходим, если, в силу обстоятельств, приходится передвигаться по обочине дороги, особенно в темное время суток;
  • усилив работу с молодыми водителями, которые не имеют достаточного опыта вождения.

Призываю жителей республики задуматься о безопасности своей и близких, наши общие усилия обязательно дадут результат.

- Будущее транспортной инфраструктуры – за интеллектуальными системами. Что в этом направлении делается в Башкирии?

- В рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в Башкирии планируется создание интеллектуальной транспортной системы. На первом этапе в Уфимской агломерации будет установлено 140 светофоров с комплексом автоматизированной системы управления дорожным движением. Программа предусматривает также оцифровку дорожных карт, монтаж и установку датчиков, камер видеонаблюдения, оснащение специальным оборудованием для единой платформы управления. Адаптивный режим управления светофорами позволит снизить число заторов, аварий, уровень шума, вызываемый скоплением транспорта, уменьшить количество  выхлопных газов. Систему уже протестировали в оживленном месте: на пересечении проспекта Октября и улицы 50 лет СССР в Уфе. В итоге пропускная способность участка выросла более чем на 20 %. Кроме того, на въездах в Уфу установят 4 информационных табло, где будут видны данные о погоде, скоростном режиме, ситуации на дорогах. В 2022 году планируется провести конкурсные процедуры по отбору исполнителя. Подобная система будет внедряться и в Стерлитамакской агломерации. Пока мы делаем первые шаги в этом направлении, но я уверен, в ближайшем будущем придем к тому, что автомобильными потоками на городских улицах будет управлять искусственный интеллект, все это приведет к снижению аварийности.

 

 

 

 

Автор:Роман Якимчук
Читайте нас в