Новости Башкортостана и Уфы
90.92
-0.33
98.9
+0.07
83.29
+0.02
16+ °C
Облачно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Детально
17 Марта 2022, 09:16

Дети без крыши, или как в Башкирии решается вопрос жилья для сирот

Сегодня в Башкирии проживает 11 614 детей-сирот и детей, оставшихся без заботы родителей. Из них 7 565 человек, а это более 65%, признаны нуждающимися в жилье и состоят в очереди, следует из данных регионального Минтруда на начало 2022 года.

Олег Яровиков
Фото:Олег Яровиков

По закону дети-сироты попадают в очередь на жилье с 14 лет, а с момента наступления совершеннолетия имеют право на получение собственной крыши над головой.

Таких новоселов в 2020 году в Башкирии оказалось 805 человек, в 2021 году - 762 человека.

Тем временем количество детей-сирот, которые не получили положенных по закону «квадратов», ежегодно растет. Такая тенденция характерна для большинства регионов. В Башкирии на 1 января 2021 года их число составляло 4 535 человек, а к началу этого года превысило 5 тысяч человек.

Закон един для всех

Руководитель правового центра «Правовой фронт» Альфит Нигаматьянов несколько лет назад сам оказался в ситуации, когда пришлось добиваться исполнения судебного решения о предоставлении ему бесплатного жилья как инвалиду войны. Именно после этого юрист и создал свой центр, чтобы поддержать таких, как он. Около трех лет Альфит Нигаматьянов помогает уфимке Розалии Григорьевой. Она сирота, 11 лет добивается, чтобы ее поставили на учет на получение жилья, но из-за упущенных сроков каждый раз получает отказ.

«Налицо бездействие и халатность администрации детского дома и органов опеки и попечительства, которые не позаботились о том, чтобы их подопечная вовремя была поставлена на учет. Розалия узнала о своем праве на жилье в 23 года, когда сроки для обращения в соответствующие инстанции были просрочены. В ходе разбирательства мы выяснили, что все отказы, которые она получила, являются незаконными и необоснованными», — отмечает правозащитник.

По его словам, с 1 января 2019 года изменился порядок обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Если раньше претендовать на свой угол могли только сироты старше 23 лет, стоявшие в очереди, но не успевшие получить квартиру от государства, то постановлением № 397 правительства РФ установлены новые правила, которые требуют включать в список на получение жилья всех сирот старше 23 лет вне зависимости от того, по каким причинам они не встали в очередь на жилье раньше.

«На этом основании мы составили обращение в Генпрокуратуру. И, наконец, в январе этого года Верховный суд Башкирии удовлетворил требования нашей подопечной и обязал администрацию поставить ее в очередь», — рассказал Нигаматьянов.

Дети-сироты достаточно часто сталкиваются с нарушением своих жилищных прав. Причин тому, по мнению эксперта, множество: это и несовершенство законодательства, и нерасторопность, а иногда и откровенное бездействие местных администраций.

Чаще всего сироты просто не знают, что у них есть право на жилье, особенно выпускники прошлых лет. Это очень распространенная практика, когда сироты не встают на учет как нуждающиеся в жилье до 23 лет.

Управа на чиновника

Но проблемы на этом не заканчиваются, даже те, кто встал на учет, не могут вовремя получить законные «квадратные метры». Вместо того чтобы решать вопросы: ставить на учет, закладывать определенные средства в бюджет, строить жилье, многие муниципалитеты занимаются отписками.

И свидетельство тому — данные прокуратуры Башкирии. Так, за два последних года в республике выявлено свыше тысячи нарушений жилищных прав детей-сирот. Для их устранения в суды направлено 789 исковых заявлений, опротестовано 40 незаконных правовых актов, внесено 126 представлений, 110 лиц привлечены к дисциплинарной ответственности, 12 лиц — к административной, возбуждено 4 уголовных дела.

В числе нарушений — необоснованные отказы в постановке на учет, несвоевременное предоставление жилья, ввод в эксплуатацию непригодных для проживания домов и многие другие, перечислил основные нарушения начальник отдела по надзору за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи прокуратуры РБ Артур Ахмалетдинов.

К примеру, только в 2021 году прокуроры Абзелиловского, Аскинского и Баймакского районов опротестовали решения глав районов о закреплении за семью несовершеннолетними сиротами жилых помещений, признанных непригодными для проживания. В 11 муниципалитетах были выявлены факты ненадлежащего контроля со стороны органов опеки и попечительства за своевременной подачей заявлений о включении в очередь. По закону постоянная жилплощадь предоставляется сиротам по достижении совершеннолетия, но фактически же процесс может затянуться от 3 до 7 лет, в зависимости от возможностей муниципалитетов. В некоторых случаях сроки ожидания могут превышать и 10 лет. И все это время жить без крыши над головой?

Долгая дорога к дому

Все тяготы сиротской доли в борьбе за законные квадратные метры испытал на себе Фирдаус Шайхутдинов из Белорецка, оказавшийся в 12 лет в детском доме.

Прошлой осенью он, наконец, на 32-м году жизни, получил заветные ключи от квартиры, привел в дом невесту и уже готовится стать папой. Радостному событию предшествовали 13 лет противостояния с чиновниками белорецкой администрации.

От том, что является наследником дедовского дома, Фирдаус узнал после того, как выпустился из детского дома в 2008 году. За ним числился дом деда в селе Верхняя Арша в Белорецком районе. Правда, чиновники забыли уточнить, что еще одной наследницей является тетя сироты — дочь дедушки. Да и о состоянии дома информация была, мягко говоря, необъективная: полуразрушенное здание с проваливающимся полом, треснувшими стенами власти района посчитали вполне пригодным для проживания. Поэтому не стали вносить Шайхутдинова в список нуждающихся в жилье.

«Когда я увидел документы, понял, что опись дома не соответствует действительности. Какой водопровод? Какие условия для жизни? Это меня сильно зацепило и я начал искать справедливость, обращаться в разные инстанции, суды», — рассказал он корреспонденту «Башинформа».

Кстати, позже, по итогам проведенной республиканской прокуратурой проверки, выяснилось, что в таком ужасающем состоянии администрация Белорецкого района выдавала жилье и другим сиротам. Было возбуждено уголовное дело по статье «Халатность».

Несмотря на поддержку в лице прокурора и выявленные нарушения при постановке на учет, суды разных инстанций неоднократно принимали решения не в пользу Фирдауса. И лишь в декабре 2020 года служители Фемиды встали на сторону сироты и Верховный суд РБ решил, что Фирдаусу Шайхутдинову положено выдать жилье без очереди. Спустя почти год, в сентябре 2021 года, он получил в распоряжение квартиру, купленную для него администрацией Белорецкого района на вторичном рынке.

«Как мне потом сказали, я оказался одним из первых в России, кто смог переломить систему и создал прецедент, так сказать, проторил дорогу другим детям-сиротам. Теперь им уже будет легче судиться с администрациями, имея положительную судебную практику по такому делу, — поделился Фирдаус. — Главное в таких ситуациях — желание идти до конца, какое-то обостренное чувство справедливости, что ли. Бывает так, что ко мне за помощью обращаются детдомовские ребята, а потом пропадают. Ну, нет у них желания бороться».

К слову, родная сестра Фирдауса так и не смогла получить положенное ей по закону жилье. Девушка вышла замуж, родила детей и на средства маткапитала приобрела дом. Это означает, что претендовать на жилье от государства она больше не может.

Мой дом - моя крепость… или мои руины?

Еще одно препятствие, с которым сталкиваются сироты в ходе решения своего квартирного вопроса, — некачественное жилье.

В прошлом году прокуроры выявили более 90 фактов предоставления сиротам помещений, которые не отвечали техническим нормам и санитарным правилам. По таким фактам возбуждено несколько уголовных дел, в частности, в Октябрьском, Баймакском, Белокатайском, Бурзянском, Куюргазинском, Мечетлинском и Мишкинском районах.

Большой резонанс получила история сирот из Баймакского района. В 2017 году власти муниципалитета заключили договор с индивидуальным предпринимателем на покупку жилья в двух многоквартирных домах на сумму 7,6 миллиона рублей. По документам с квартирами все было хорошо — их состояние соответствовало всем нормам. На деле же в домах не было ни горячего, ни холодного водоснабжения, крыша протекала, полы прохудились. Не получив ответа от местных чиновников, сироты записали видеообращение к главе Следкома России Александру Бастрыкину.

В настоящее время по данному факту возбуждено уголовное дело по статье «превышение должностных полномочий» (ст. 286 УК РФ).

В другом случае Верховный суд Башкирии признал виновным в злоупотреблении должностными полномочиями при предоставлении жилья сиротам замглавы Белокатайского района по социальным вопросам Константина Гладышева, который также небрежно отнесся к жилищным проблемам сирот. Изначально Белокатайский межрайонный суд оправдал чиновника, но прокуратура Башкортостана обжаловала это решение и добилась в Верховном суде отмены приговора.

Экспертиза показала, что построенные дома действительно небезопасны и непригодны для проживания: вместо фундамента использовались обычные деревянные пеньки, система вентиляции установлена с нарушением, что привело к промерзанию конструкций и образованию плесени.

Оценили реально

Но, надо признать, что в нерешенности проблем с жильем для сирот были и объективные причины. Порой деньги, выделенные муниципалитетам на покупку жилья, возвращались в региональную казну. К примеру, в 2020-м — 66 миллионов рублей.

По словам и. о. главы регионального Минстроя Егора Родина, в предыдущие годы основная проблема заключалась в расчетах норматива стоимости одного квадратного метра социального жилья. К примеру, в начале прошлого года в Башкирии она не должна была превышать норматив 45 тысяч рублей за квадратный метр.

«За такую цену приобрести подходящее жилье в Уфе в принципе невозможно. Но с начала этого года в стране начала действовать новая методика расчета стоимости жилья, которая позволяет приблизить стоимость квадратного метра к реальной. Если раньше учитывались себестоимость, объемы вводимого жилья на территории региона и далее, то теперь просто берут стоимость жилья на первичном рынке плюс стоимость на вторичном рынке и делят пополам. Так, с 1 января 2022 года норматив для расчета субсидий на один квадратный метр жилья для Башкортостана вырос до 72,5 тысячи рублей», — прокомментировал Родин.

А уже исходя из этой суммы рассчитывается размер субсидии для конкретного района.

«Взять, к примеру, Зилаирский район. Мы доводим им субсидии исходя из стоимости одного квадратного метра жилья в 72,5 тыс. рублей пропорционально количеству детей-сирот в районе. Район, выходя на торги, самостоятельно определяет стоимость уже по рыночным ценам. Грубо говоря, сотрудник открывает «Авито» и смотрит, по какой стоимости у него на территории продаются жилые дома».

Благодаря новой методике расчета возможности региональных властей найти подходящие квартиры расширятся, но это потребует и увеличения объемов финансирования, считает Родин.

«Минстрой России прекрасно понимал, что, увеличивая нормативы, мы заведомо сокращаем количество потенциальных получателей жилья в этом году. Если взять нашу республику, по сравнению с прошлым годом у нас норматив увеличился на 25%, естественно, что на 25% количество  получателей сократится. В связи с этим встал вопрос об увеличении средств федерального бюджета на обеспечение жильем детей-сирот. В связи с этим в республике принята программа поэтапной ликвидации очереди на жилье для детей-сирот до 2024 года. Она предусматривает ежегодное увеличение финансирования программы на 517 млн рублей. Это значит, что ежегодно около 1,5 млрд рублей будет выделять республика и 200 млн рублей — федеральный бюджет», — поделился и. о. министра.

Кстати, еще одной возможностью урегулировать наконец вопрос с жильем для детей-сирот станет новелла, которую подготовила прокуратура Башкирии. Это законодательная инициатива по введению жилищных сертификатов для тех детей-сирот, у кого уже есть семья и работа, кто крепко стоит на ногах. Они могли бы соединить средства материнского капитала с жилищным сертификатом, оформить ипотеку и приобрести хорошую квартиру там, где они пожелают. Ведь сегодня жилье детям-сиротам выдают по договору спецнайма, предполагающему запрет приватизации. И только через пять лет комиссия может принять решение о переводе квартиры в статус социального и, соответственно, появится возможность оформить в собственность.

Автор:Альфия Аглиуллина
Читайте нас: