Все новости
Общество
12 Ноября , 15:45

В Башкирии ремесленницы намерены развивать бренд уникальных узорных паласов

Мастерицы из Миякинского района обратились к Главе республики за поддержкой в развитии и распространении старинного башкирского ремесла.

Творческая мастерская «Живые ремесла» Миякинский Центральный дворец культуры
Фото:Творческая мастерская «Живые ремесла» / Миякинский Центральный дворец культуры

Ковроткачество у башкир в старину являлось традиционным ремеслом. Сегодня современные мастера возрождают его путем изучения старинных технологий, участия в фестивалях и обучения желающих.

Особенность башкирских паласов кроется в их ручном производстве, натуральности материалов и, главным образом, в традиционных орнаментах и узорах, которые имеют глубокий символический смысл. Раньше такие ковры служили нашим предкам на протяжении многих лет в их жилищах, а сегодня мастерство их изготовления несет культурную и историческую ценность.

Уникальность изделий Миякинского района заключается в способности мастериц воспроизводить узоры традиционной вышивки на коврах, рассказала местная хранительница традиций ковроткачества Гузель Валитова.

личный архив  Гузель Валитова
личный архив  Гузель Валитова
личный архив  Гузель Валитова
личный архив  Гузель Валитова
личный архив  Гузель Валитова
Фото:личный архив / Гузель Валитова

Она уже на протяжении нескольких лет делится секретами старинного ремесла, изготавливает паласы на заказ и намерена дальше развивать бренд миякинского ковроткачества.

Накануне вместе с другими мастерицами района во время Прямой линии она обратилась к Главе Башкортостана с просьбой поддержать их в этом вопросе.

стоп-кадр видео Прямая линия с Главой РБ
Фото:стоп-кадр видео / Прямая линия с Главой РБ

Как рассказала «Башинформу» Гузель Ханифовна, в продвижении и сохранении наследия башкирского ковроткачества она видит следующие пути:

«Первое — я считаю, что нужно учить других и передавать мастерство молодым. Это можно делать через различные образовательные программы. А для этого должна быть рабочая единица в местном РДК, ставка для мастера паласоткачества.

Второе — думаю, можно было бы включать мастер-классы по ковроткачеству в туристический маршрут, как это делают, к примеру, в Дагестане, где таким образом пытаются спасти народный промысел. В Махачкале туристов возят в деревню к мастерам, рассказывают об истории национального ткачества, показывают особенности ремесла. У них есть музей ткачества, специальные гиды. Есть специальная артель, готовая тут же изготовить ковер на заказ желающим. Здесь необходима поддержка властей, организованный официальный тур, инструменты продвижения.

Считаю, что в нашем районе можно было бы также создать музей ткачества, чтобы он стал и точкой притяжения туристов, и местом, где можно заказать изделия. А в районе у нас уже есть несколько мастериц, которые могут как обучать, так и производить ковры на заказ. Например, в Дагестане турист заказал ковер за 1 млн рублей, посетив музей.

К слову, наши уникальные паласы интересны и за пределами республики. Мне, как мастеру, заказывают ковры не только соотечественники, живущие за границей, но и просто ценители старины из разных стран. Были заказы из Италии, Венгрии, Америки. Причем люди готовы платить любые деньги за ручной труд и, как они говорят, «кусочек Башкирии»,  — подчеркнула Гузель Валитова.

Опыт внедрения старинного ремесла в образовательные программы в районе есть, рассказала методист Центрального дворца культуры Флора Каримова. В прошлом году на средства гранта в течение 9 месяцев здесь работала творческая мастерская «Живые ремесла». Ткачеству обучались дети, молодежь и представители старшего поколения — всего 18 человек.

Творческая мастерская "Живые ремесла" Миякинский Центральный дворец культуры
Творческая мастерская "Живые ремесла" Миякинский Центральный дворец культуры
Творческая мастерская "Живые ремесла" Миякинский Центральный дворец культуры
Творческая мастерская "Живые ремесла" Миякинский Центральный дворец культуры
Творческая мастерская "Живые ремесла" Миякинский Центральный дворец культуры
Творческая мастерская "Живые ремесла" Миякинский Центральный дворец культуры
Творческая мастерская "Живые ремесла" Миякинский Центральный дворец культуры
Творческая мастерская "Живые ремесла" Миякинский Центральный дворец культуры
Творческая мастерская "Живые ремесла" Миякинский Центральный дворец культуры
Фото:Творческая мастерская "Живые ремесла" / Миякинский Центральный дворец культуры

«Почему бы не включить в уроки труда в школах образовательную программу по ковроткачеству, — предложила собеседница. — Мастерицы района могли бы работать в артели. Но у нас в районе нет даже помещения, со станками, где они могли бы встречаться, трудиться. Но отмечу, что после этих уроков интерес к ремеслу возрос, стали заказывать станки, спрашивать советы».

Подмастерьем, готовым помогать в изготовлении башкирских паласов, считает себя пенсионерка из деревни Богданово Миннур Гатауллина. Она прошла обучение в мастерской под руководством Гузель Валитовой.

Творческая мастерская «Живые ремесла» Миякинский Центральный дворец культуры
Фото:Творческая мастерская «Живые ремесла» / Миякинский Центральный дворец культуры

«Когда сидишь за станком и переносишь узоры на ковры, диву даешься, как раньше наши бабушки, прабабушки вообще могли вообще их выдумать. По-башкирски узор „аса“, поэтому они называются „асалы палас“ — значит, с узорами. Я пока начинающий, один палас ткала 3 месяца, а опытные могут закончить изделие за 2 недели. Изготовление станков для ковроткачества — это тоже отдельная история, есть мастера, которые их делают. Вначале я вообще ткала, соорудив что-то наподобие станка на старой металлической кровати», — рассказала Миннур Мазитовна.

Вопрос продвижения и распространения паласоткачества также находится в поле зрения руководителя муниципалитета. В начале ноября в районе проходил  семинар по развитию креативных индустрий и туризма, где идеи по развитию ковроткачества тоже были озвучены.

Накануне во время Прямой линии Глава Башкортостана пообещал поддержать миякинских мастериц и заняться темой популяризации промысла — через программы креативной индустрии либо туристические проекты. Кроме того, Радий Хабиров проявил и личный интерес к изделиям, сказав, что готов приобрести башкирские паласы для дома.

Он также обратил внимание, что если раньше народными промыслами занималась маленькая горстка энтузиастов, то сейчас это становится целой отраслью, приносящей прибыль в экономику региона.

Ранее «Башинформ» публиковал мнение эксперта о том, что Глава Башкирии лично вовлечён в развитие креативных индустрий.

Автор:Гульфия Акулова