«Ростелеком» впервые комплексно изучил поведение в онлайне и использование новых технологий поколением Альфа. Это поколение — самое цифровое из всех: про детей 2012–2025 годов принято говорить, что они родились со смартфоном в руках. Как оказалось, это поколение также самый активный собеседник голосовых помощников.
Топ-10 проблем цифровой среды: интернет-зависимость; фейки, дезинформация; шокирующий контент; игровая зависимость; мошенничество в интернете; заражение вирусами и вредоносным ПО; порнография; пропаганда ЛГБТ[1]; травля, буллинг; опасные челленджи.
Как показывает исследование, от 54% до 80% детей в зависимости от возрастной группы уже сталкивались с теми или иными цифровыми угрозами. И чем старше ребенок, тем чаще он становится объектом опасных активностей. По мнению авторов исследования, нужно снижать возраст, когда детям начинают рассказывать о рисках и опасностях цифровой среды. Также родители ждут более активной включенности школ в борьбу с цифровыми рисками.
Вместе с тем, большая часть детей знают о цифровых опасностях. На вопросы, как дети и подростки защищают себя, получены такие ответы: не общаюсь с незнакомыми людьми, не оставляю личных данных, не скачиваю и не устанавливаю подозрительное ПО, скрываю номер телефона в мессенджерах, не размещаю фото/видео дома, скрываю местоположение и другие.
Алексей Митькин, директор по стратегическим программам и инновационному развитию «Ростелекома»:
«Ценности, взгляды, критическое мышление по-прежнему формирует офлайн-среда — прежде всего семья и школа. И всё это — важнейшая основа осознанного поведения детей в цифровой среде. Первый и самый значимый кордон защиты — доверительные отношения в семье, возможность поделиться с родителями любой проблемой. Второй кордон тесно связан с первым — формирование в семье и школе критического мышления, умение не поддаваться на фейки, провокации и манипуляции. Третий кордон — развитие навыков цифровой гигиены: дозирование информации, охрана личных данных, включая видео и фото, которую могут использовать преступники для установления контакта и вовлечения ребенка в антисоциальные активности».
Поколение Альфа с рождения находится в тесном контакте с новыми технологиями — искусственным интеллектом, голосовыми помощниками, VR и другими. К концу 2024 года уже более половины детей и подростков использовали нейросети (ИИ) для решения различных задач, из них более 80% с помощью чат-ботов.
Голосовыми помощниками пользуются свыше 80% детей и подростков 4–17 лет, включая интегрированных в умные колонки ассистентов (эти устройства есть более чем в 40% семей с детьми-участниками исследования). Младшие дети (рожденные после 2014 года) активнее пользуются голосовыми помощниками, чем подростки, так как они родились, когда умные колонки уже получили широкое распространение. Современные дети рано начинают в той или иной степени соприкасаться с финансовыми сервисами: банковские карты есть у половины школьников. И здесь возникает свой пласт рисков — от мошенничества до вовлечения в дропперство.
Что важно знать бизнесу и разработчикам сервисов по итогам анализа цифрового поведения поколения Альфа. Будущие коммуникационные сервисы должны становиться более интуитивными, гибкими и адаптивными, персонализируемыми. Также они должны быть мультимодальными и интегрированными в повседневную жизнь, естественными и непрерывными, перетекая между офлайн- и онлайн-средами.
Поскольку уже сегодня большинство детей активно пользуется голосовыми помощниками, можно прогнозировать, что в будущем голосовые интерфейсы станут основным способом взаимодействия с цифровыми сервисами. Это потребует от разработчиков более персонализированных и гибких контекстно-зависимых решений.
Более подробную информацию о результатах исследования можно найти на официальном сайте «Ростелекома»: https://www.company.rt.ru/projects/digital_economy_rf/ncit/research.php.
[1]Движение ЛГБТ признано экстремистским и запрещено в РФ.