Новости Башкортостана и Уфы
94.09
-0.23
100.53
+0.25
87.47
+0.57
16+ °C
Облачно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Общество
9 Августа 2022, 07:45

Школьный приговор: что думают дети, родители и психологи об ученической форме

Олег Яровиков
Фото:Олег Яровиков

Скоро 1 сентября, и, пожалуй, для взрослых, в отличие от детей, это время стресса. Собрать ребенка в школу — задача не из легких, учитывая необходимость покупать канцелярские принадлежности, тетради, учебники и, главное,  — школьную форму. И не один комплект! Нужна простая форма, парадная, спортивная для занятий в зале, на улице в зимнее время. К тому же сейчас каждое учебное заведение (в полном соответствии с законом) может задавать параметры формы: цвет, комплектацию и так далее. Но так ли необходима эта самая форма? Корреспондент «Башинформа» выяснил мнение всех участников образовательного процесса.

Решайте сами

В минобразования республики корреспонденту «Башинформа» пояснили, что согласно закону об образовании, каждая школа вправе сама принимать решение, будут ли ее ученики носить единую форму. Несмотря на свободу выбора, большинство учебных заведений все же выдвигают требования к внешнему виду школьников.

«Образовательные организации вправе устанавливать требования к одежде обучающихся, в том числе требования к ее общему виду, цвету, фасону, видам одежды обучающихся, знакам отличия, а также правила ее ношения, — прокомментировал первый заместитель министра образования и науки Республики Башкортостан Ильдар Мавлетбердин. — Для этого в образовательной организации принимается соответствующий локальный нормативный акт с учетом мнения совета обучающихся, совета родителей, а также представительного органа работников этой организации при его наличии».

В ведомстве напомнили, что в новом учебном году в республике продолжается реализация проекта «Единая школьная форма», принятого по итогам форума школьного образования «Взлетай!». За два года в нем приняли участие 211 образовательных организаций из 38 городов и районов, где, в общей сложности, 25 871 учеников. В 2022-2023 учебном году к проекту планирует присоединиться еще 261 школа (более 46 тысяч детей) из 34 муниципалитета.

Проект реализуется за счет денежных средств родителей и опирается исключительно на их добровольное и самостоятельное решение, добавили в минобразования республики.

Цена дресс-кода на уроке

Большинство опрошенных нами родителей придерживаются традиционных взглядов относительно школьной формы — она дисциплинирует и стирает социальные грани. И, по мнению взрослых, основной вопрос — в цене.

«Форма стирает границы между семьями с разным доходом, приучает к порядку, дисциплинирует. И вообще, школьников должно быть видно издалека», — считает отец двоих сыновей Фарит Кашапов.

«Форма должна быть единой, и чтобы ее можно было купить везде, а не как сейчас, когда в каждой школе она шьется на заказ. Это сильно влияет на стоимость, которая зачастую оказывается выше рыночной. Также я за более расширенный выбор в предметах школьной формы. Например, девочкам: юбка, жилет, жакет, платье, сарафан. Мальчикам: брюки, жилет, пиджаки классического и спортивного покроя», — высказала свою точку зрения мама восьмиклассницы Юлия Галимова.

«В нашей гимназии с этого года вводится единая школьная форма от республиканского производителя. Главная ее особенность — использование национального орнамента, как элемента украшения. До этого все было просто: девочкам — белый верх, темный низ, либо темно-синий сарафан, мальчикам - темно-синий костюм, белая рубашка. Родителям объяснили, что переход будет проходить плавно в течение нескольких лет, сказали, что заставлять никого не будем. В нашем классе качество и фасон предлагаемой формы устраивает не всех родителей, поэтому единого решения нет. Что касается цены, насколько мне известно, она не выше рыночной. Мы пока еще ничего не покупали, будем смотреть по ситуации», — рассказала мама четвероклассника Айгуль Мударисова.

По словам директора уфимской швейной фабрики ООО «Оптри» Зульфиры Газизовой, в этом году стоимость комплекта школьной формы из четырех изделий, как для мальчиков, так и для девочек, составила 4 950 рублей.

Для одних родителей при выборе формы важны качество и практичность, для других — красота и тренды, третьи делают покупки, ориентируясь на ценник. Но подавляющее большинство из них все же приветствуют единый стиль.

Свобода, творчество и… время?

Дети же не так однозначно относятся к форме. И, надо признать, их аргументы весьма резонны.

«В уставе практически любой школы говорится, что школьная форма нужна для того, чтобы дисциплинировать, создавать некое социальное равенство между учениками, а также для того, чтобы не отвлекать нас от уроков. Но вот парадокс: форма не помогает и даже наоборот, делает школьную жизнь мучительной.

Мало того, что школьный дресс-код абсолютно не дает простор для самовыражения, так еще из-за него тратится учебное время на то, что учителя по пол-урока придираются к ученикам: «Почему не в юбке?», «Где фартук?», «Рубашка не та».

Часто форма отвлекает от занятий, почти каждая девочка сталкивалась с тем, что во время урока она вынуждена смотреть не на учителя, а на то, как сидит, убеждаться в том, что не порвала колготки или не зацепила платье.

А социальное равенство — это, скорее, иллюзия: человек всегда найдет, чему позавидовать. И это не всегда украшения, дорогие гаджеты, даже статус внутри класса может стать поводом для зависти. Так нужна ли эта форма вообще?», — задается вопросом восьмиклассница Агата.

«В нашей школе не очень строгие требования к форме, мальчикам не обязательно носить пиджак синего цвета, можно надеть джемпер или жилет, а в торжественные дни достаточно белой рубашки и темных брюк. Такая форма меня устраивает, можно надевать удобную одежду. А вот девочкам в нашем классе постоянно делают замечания за их внешний вид, они почему-то не хотят соблюдать правила», — говорит шестиклассник Тимофей.

«Мне нравится моя школьная форма — это темное платье с фартуком, на торжественные мероприятия мы надеваем белые фартуки. Мама говорит, что у них в детстве была такая же форма. Но иногда хочется разнообразия. Мне нравятся белые рубашки и юбки. И было бы хорошо, если бы нам иногда разрешали носить брюки, мне кажется это было бы очень удобно», — признает семиклассница София.

«Наша школьная форма — это темно-синий костюм, белая рубашка и галстук. Ничего нового, мне нравится, главное, чтобы они были чистыми и выглаженными, пока мне с этим помогают мама или папа. Иногда некоторые мальчики забывают надеть свой галстук или теряют его, тогда учитель делает им замечание. В некоторые дни нам разрешают приходить в школу в обычной одежде, например, когда идем с классом в музей или театр. Тогда мои одноклассники кажутся мне какими-то другими», — рассказал ученик начальных классов Айрат.

Каждой одежде — свой возраст

Пока родители и школа приводят доводы «за», а подростки возмущаются, психологи рекомендуют не перегибать палку. По мнению кандидата психологических наук Ирины Хох, к введению единой школьной формы нужно подходить дифференцированно.

«Унифицированная форма будет хорошо работать только в начальных классах. Для учеников начальных классов форма желательна, она снижает тревожность, дает определенную принадлежность группе, классу, не расслаивает детей на различные социальные группы. То есть действительно организует и усиливает социальную роль ученика. Когда мы говорим о подростках, то одежда для них является одним из вариантов самовыражения. Для них очень важно выделяться из толпы, проявить себя. И тогда унификация наоборот будет противоречить подростковым принципам, — объясняет Ирина Хох.  — Понятно, что единая форма удобна для педагогов, администрации учебного заведения. Но здесь многое зависит и от того, насколько эффективно школа проводит корпоративную политику. Если, например, форма изначально дает принадлежность к определенному сообществу, это не создает противоречия. Если же школа не обращает внимание на корпоративную культуру, тогда создается конфликт между желанием подростка индивидуализироваться и требованиями администрации».

В качестве решения проблемы специалист рекомендует создавать различные вариации школьной формы, которые давали бы ребенку свободу выбора. Можно также практиковать некие свободные дни, когда ученик может проявить себя. Для школьников старших классов допустима унификация по цвету или по культуре одежды, как это делается в колледжах и вузах. Например, нельзя ходить в спортивной форме и т. д.

Кто о чем, а медики — о здоровье

Можно сколько угодно ломать копья, решая: быть или не быть школьной форме? Но лучше прислушаться к медикам, которые при выборе одежды для учебы советуют обращать внимание на следующие моменты: 

— на маркировку одежды — ярлычок с данными производителя и составом ткани;

— на символы, обозначающие, каким должен быть уход за изделием;

— ткань, из которой сшита форма, должна хотя бы наполовину состоять из натуральных материалов. Лучше всего подходят хлопок и лён для осеннего и весеннего времени, шерсть и кашемир — для зимы. Максимальный процент синтетических волокон в школьной форме — не более 55%;

— на запах изделия. Наличие неприятного запаха может свидетельствовать о содержании в текстильных материалах вредных или даже опасных химических веществ, используемых при окраске ткани.

— на наличие декларации о соответствии на данное изделие или сертификата соответствия.

Автор:Альфия Аглиуллина
Читайте нас: