28 мая в России отмечается День пограничника. Для жителя поселка Юматово Уфимского района Башкирии Наиля Хаертдинова этот праздник – не пустое слово. Память о службе он увековечил во дворе своего дома, установив настоящий пограничный столб.
Дом бывшего пограничника (позже мы узнаем, что бывших не бывает) – виден издалека. На воротах развевается полотнище флага с надписью «Граница на замке». Как выяснилось, он каждый год вывешивает его накануне праздника Весны и труда и снимает после 28 мая, Дня пограничника.
Во дворе, прямо перед окнами, красно-зеленый, узнаваемый пограничный столб.
«Это было моей мечтой. Всю жизнь думал: построю дом, поставлю столб. И вот уже пять лет, как мои планы осуществились. И дом стоит, и столб», - говорит Наиль.
Пограничник признается, что постамент привлекает внимание не только соседей, но и простых прохожих: многие просят разрешения зайти и сделать фотографию на память.
Наиль Хаертдинов родился в селе Слак Альшеевского района. Именно оттуда 18-летнего паренька в компании с 10 односельчанами призвали в армию, распределив в погранвойска.
«Посчастливилось попасть на одну заставу со своим товарищем детства, Маратом Тимербаевым. С ним мы прошли и огонь, и воду», - рассказывает пограничник.
По твердому убеждению Хаертдинова, служба на границе требует особого расположения друг к другу, полного доверия.
«Мы часто встречались с Маратом на дневных, ночных стрельбищах, выполняли разные упражнения. Например, стрельба с окопа, с земли. Когда передвигаешься на второй рубеж, автомат с предохранителя не снимаешь. Но если задеть курок, оружие выстрелит очередью, автомат может повести вправо. Спокойно я себя ощущал только тогда, когда слева от меня был Марат – в нем я был уверен. Повидали мы с ним многое», - говорит Наиль.
Его служба проходила в 1973-1975 годах на границе Восточного Казахстана и Китая.
Конечно, таких столбов, как сейчас, во дворе Наиля Шамиловича, тогда на границе не было.
Камни, контрольно-следовая полоса (распаханная площадь, на которой остаются следы нарушителей границы), нейтральная зона.
«С нашей стороны территория была ровная, как стол, а вот с китайской начинались горы. Им сверху было видно многое», - вспоминает Наиль.
Впрочем, желающих нарушить границу и с той, и другой стороны хватало.
В 1969 году китайцы проникли через границу на 800 метров вглубь – тогда пограничники отбили незаконное нашествие.
В 1974 году поймали одного нарушителя, который хотел проникнуть на территорию Китая, в 1975 – двое оттуда.
«Поймал одного такого - получаешь право на отпуск. Поймал нашего разведчика – готовь китель для значка «Отличник погранвойск» или жди благодарность», - вспоминает Наиль.
На соседней заставе на границе задерживали по 18 человек. Но там уже начинались горы, и беглецы сильно обмораживались.
Наравне с людьми на границе во времена Наиля Хаертдинова служили и животные: собаки и лошади. У Наиля была любимица – кобыла Жилка.
«Когда начинал служить, меня часто назначали дневальным по конюшне. Там я заприметил ее. Умную, послушную. Она знала все команды. Наблюдал за ней: если всадник был на плохо закрепленном седле, она меняла шаг, чтобы не сбить себе спину», - вспоминает свою напарницу Наиль.
После службы Наиль вернулся на родину, в Башкортостан. Работал трактористом, бульдозеристом. Затем судьба забросила его на север, в Когалым, где он и прожил 30 лет. Там родились две дочери.
Сейчас с супругой Лилией Галимзяновной, Наиль Шамилович защищает семейные рубежи. Помогает старшей дочери присматривать за внуками, возит малышей на танцы и в детский сад.
- Где начинается Родина?
- Такого определения у меня нет. Многие говорят: «Тянет на родину». Я родился и вырос в деревне, работал, потом пошел по всему Советскому Союзу - Волгоградская, Саратовская, Ростовская области, Казахстан, другие места. Везде прошла часть моей жизни, и эти воспоминания мне дороги. Здесь моя Родина. Я по-прежнему ощущаю себя пограничником, никогда не сменю свои зеленые погоны. У меня есть большая мечта: пока есть здоровье, сесть на машину и съездить туда, на место нашей заставы. Знаю, что ее там уже нет, но приехать и посмотреть очень хочется.