Все новости
Общество
16 Марта 2022, 07:30

В Башкирии пройдет семинар «Женский головной убор - хранитель традиций и единства народов России»

Пресс - служба БФ «Свидетель Милосердия»
Фото:Пресс - служба БФ «Свидетель Милосердия»

В Башкортостане 22 марта в онлайн–формате пройдет всероссийский семинар «Женский головной убор - хранитель традиций и единства народов России». Семинар одна из составляющих III Международного фестиваля «Платок символ Мира». Напомним, что его организаторами являются администрация Куюргазинского района, Салаватская епархия РПЦ, общественная организации «Союз мусульманских женщин Куюргазинского района».

Основная цель фестиваля - возрождение интереса к историческим корням, национальным традициям, сохранение и развитие культуры, формирование чувства любви, уважительного отношения к женскому головному убору, как символу хранителя традиций национального наряда, воспитание патриотизма.

По приглашению руководителя проекта Международный фестиваль «Платок символ Мира» Лилии Михайловой ведущим  спикером семинара по головным уборам народов России будет старший научный сотрудник отдела этнографии Института этнологических исследований Уфимского федерального исследовательского центра РАН  Елена  Нечвалода.

 «Обращение к народной, традиционной культуре очень важно сегодня, в эпоху глобализации, стирания многих самобытных черт в культурах, когда унификация касается не только быта, материального, предметного мира, но и среды информационной, формирующей вкусы, массовую культуру, моду на стили, которые захватывают континенты, в том числе и в одежде. Обращение к своим народным традициям сегодня - это глоток свежего воздуха, это соломинка, позволяющая обрести себя в безликой среде, осознать и прочувствовать свою связь с поколениями предков, с их историей и культурой. Опыт создания реконструкций традиционного костюма – это попытка противостоять рукотворным штампованному, опыт одухотворения одежды, наделение ее элементов и ее декора смыслами, превращения ее в оберег и защиту от болезней и всяческого вреда. Ранее одежда являлась этно-маркером, статус-маркером человека, ее элементы и декор обладали смыслами, которые легко считывались в среде, к которой принадлежал человек – обладатель ее. На всех этапах создания одежды (от ткачества холста для пошива, до сшивания деталей и нанесения декора) совершались действия, произносились заклинания, которые должны были придать ей мощные защитные качества», - рассказывает Елена Нечвалода.

  «Человек без корней оторван от Родины, от рода. Если за спиной у него не стоят десятки поколений его предков, если он отринул прошлое своей страны, своей семьи – он легко меняет убеждения, предает идеалы, нарушает границы дозволенного. Актуальность данного мероприятия как раз и состоит в том, что человек вновь окунается в истоки своих традиций, пристально всматривается в, казалось бы, привычные устои и обычаи, заново ощущает тепло родного очага и вспоминает забытые страницы истории своей семьи», - считает директор Куюргазинского историко-краеведческого музея Анна Глущенко.

На семинаре рассмотрят темы истории женских головных уборов, традиционных женских головных уборов народов России, а также роль и значение платка в создании образа современной женщины.

 «Комплекс народного костюма венчался головным убором. Женские уборы в наибольшей степени воплощали самобытность той или иной этнической культуры. Головные уборы всегда отражали статус девушка– замужняя женщина. Смена головного убора на свадьбе всегда это особый обряд – столь важным был этот момент в жизни молодой женщины. Создание женского головного убора, поддержание традиции было столь важным, что иногда это стоило больших вложений, так, например, старинный башкирский женский убор калябаш стоил в царской России 500-1000 рублей, что являлась тогда огромной суммой. Но даже если головным убором был просто квадрат ткани – платок, он в традиционной культуре был не так прост. У каждого народа были свои традиции, предписывающие как укрыть им голову. Даже в одном селе могло существовать множество различных способов его повязать. Головные уборы в традиционной культуре – это не только средство защиты от холода, осадков или солнечных лучей, они существовали в системе внутренних связей между различными сферами этнической культуры. Потому важно изучение их», - отмечает Елена Нечвалода.

 «Платок - символ мира! Во все века, везде и всегда считалось так. Кавказские женщины при помощи платка останавливали драки между мужчинами. А для моего народа, который с давних времен носил одежду из дорогих мехов зверей, головной убор имел первостепенное значение, особенно у женщин. Для каждого возраста полагался свой головной убор: дети носили платки, подростки- ободки с монетами, при замужестве одевали ҡашмау, а женщины в возрасте носили "ҡушъяулыҡ" (два платка сшитых вместе), на которую одевалась меховая шапка. В любом возрасте для мусульманских женщин ходит с непокрытой головой считалось грехом. А в наше время, кроме прочего, платок считается украшением женского гардероба, его можно завязывать на любой лад», - рассказала председатель общества башкирских женщин «Ағинәй»  Куюргазинского района Тамара  Малбаева.