Новости Башкортостана и Уфы
91.33
+0.49
98.72
+0.18
83.39
+1.48
-11 °C
Облачно
Время наукиИдеи - в дело
Все новости
Общество
9 Февраля 2022, 20:01

Мы чтим традиции чувашского народа в музыке и одежде: жители села Кирюшкино Федоровского района

Пресс - служба БФ «Свидетель Милосердия»
Фото:Пресс - служба БФ «Свидетель Милосердия»

Кирюшкино – уникальное село Фёдоровского района. Здесь живут трудолюбивые, доброжелательные люди, большинство из которых поют и танцуют.

В селе проживает прекрасная семья Петровых. Михаил Терентьевич и Вера Николаевна на днях отметили золотую свадьбу. Они в любви и согласии живут 50 лет! Вырастили и воспитали пятерых достойных детей. У них 11 внуков и внучек. Михаил Терентьевич всю жизнь работал в колхозе механизатором, а Вера Николаевна – продавщицей в сельском магазине.

Вера Николаевна известна в селе и в районе как умелая мастерица. Она уже 30 лет занимается изготовлением чувашских головных уборов и нагрудников. В её коллекциях тухья (девичий головной убор), хушпу (женский головной убор), майсихи (наплечник) для парней, девушек и женщин.  В семье хранится старинная бабушкина  хушпу. Сельские артисты у Веры Николаевны заказывают национальные головные уборы и украшения.

«У меня раньше дядя делал нагрудники из цветной проволоки. Мне это стало интересно, и я стала обучаться. Со временем стала делать не только нагрудники для парней и девушек, но и головные уборы. На изготовление одного головного убора уходит две-три недели. Сейчас глаза плохо видят, поэтому процесс затягивается. Нагрудники украшаются монетами и бисером. Головные уборы девушек и женщин отличаются. У молодых девушек они были конусообразной закрытой формы, что означало чистоту, невинность, целомудрие девушки, у женщин – конус был открытым, это означает, что она замужем. У хушпу имеется наспинная полоса до пояса, закрывающая волосы.

Раньше на свадьбах соблюдали чувашские обряды. У нас на свадьбу парни - дружки жениха, наряжались и одевали наплечники. Жених был обязательно в белых перчатках. Мои подруги, подруги невесты, также надевали национальные платья.  Свадьба сначала была отдельная, то есть жених и невеста отдельно праздновали каждый в своём доме. Только через сутки жених приходил к родителям невесты с выкупом.  Потом невесту увозили в дом жениха, а жених со свадьбы домой должен был идти пешком! Встречались у дома жениха, и он на руках заносил невестку домой.  Перед свадьбой есть чувашская  традиция обращения к предкам. В конце нашего села есть одно определённое место, где молодые просят благословления у своих предков. Также хочу отметить, что на свадьбе жених и дружки одевали фуражку с украшенными цветочками и имели кнут с яркими лентами. Эти свадебные украшения характерны только чувашам нашего села, нигде больше их нет. Наше село в семи километров от Оренбургской области, там казаки проживают, скорее всего эти фуражки мы у них переняли», - рассказывает Вера Петрова.

Само село прославлено на всю республику и за её пределами чувашским фольклорным ансамблем песни и танца «Ашкадарские родники», которому в этом году исполняется 40 лет! Коллектив постоянно совершенствуется, обновляет свой репертуар, привлекает молодёжь, развивая чувашскую культуру, и добивается высоких результатов.

Руководитель народного чувашского фольклорного ансамбля песни и танца «Ашкадарские родники» сельского многофункционального клуба села Кирюшкино Зинаида Семенова рассказывает, что их ансамбль официально был создан в 1982 году заведующим клубом Анатолием Русаковым и библиотекарем Владимиром Кузьминым.

«Ансамбль назывался «Урба сари» («Хмельное пиво»). В 1997 году ансамбль получил звание народного и был переименован в «Ашкадарские роднички». В нашем репертуаре свои местные фольклорные песни, также исполняем лирические чувашские и русские песни. В составе ансамбля 57 кирюшкинца в возрасте от 6 до 83 лет. Для нас клуб – это второй дом. В песнях и танцах вся наша душа, вся наша жизнь».
 «Я сама родилась и выросла в этом прекрасном селе. По молодости танцевала в ансамбле «Ашкадарские родники». Часто мы вместе с ансамблем ездим в Чебоксары, участвуем в Акатуй (Сабантуй).  «Ашкадарские родники» — это самый сильный ансамбль в районе, здесь большое количество участников, это лицо нашего района. Ансамблю в этом году исполняется 40 лет! В нём занимаются 3-4 поколения. На сцене выступают бабушки, дедушки, родители и сами дети. В Кирюшкно проживают очень активные жители, они с малых лет и танцуют, и поют, так у нас принято. В кирюшкинцах - музыкальный дух.  В многофункциональном сельском клубе работает ансамбль «Ашкадарские родники», женский вокальный ансамбль, девичий вокальный ансамбль, танцевальный коллектив, где занимаются 4 возрастные группы», - говорит методист Фёдоровского районного Дворца культуры Вера Денисова.

Жители села и коллектив «Ашкадарские родники» стали участниками третьего международного фестиваля «Платок символ Мира». Напомним, что он стартовал в онлайн – режиме 1 февраля. 30 апреля пройдет финальное мероприятие фестиваля.

Зинаида Семёнова детально рассказала о чувашской национальной одежде  чувашей из села Кирюшкино.

«Мы переселенцы и наш костюм относится к этнической группы низовых чувашей - анатри.  В гардеробе каждой чувашки была холстяная рубаха (кĕпе) с нагрудными узорами - оберегами в виде солнца. Поверх рубахи надевали передник (чĕрçитти). Согласно народным поверьям, узоры защищали владелицу рубашки от злых духов. Со временем сакральное значение вышивки было утеряно, и нагрудные символы стали просто украшением.

Хочется рассказать о женском головном уборе, он красочен и весьма необычен.

Тухья — это девичий головной убор, по праздникам и выходным дням носили девочки и незамужние девушки. По сути — это шапка, расшитая бисером, вышивкой.  На тухью было принято нашивать самые дорогие монеты – серебряные рубли и полтинники, всегда серебряные. А бисерные подвески с мелкими монетами на концах обрамляли лицо. Хотя всё зависело от достатка. Поскольку это девичье украшение, то оно не имело накосников и хвоста, не закрывало волосы. Ведь девушке надо было привлечь внимание потенциальных женихов своими красивыми волосами. После замужества девушки передавали свои тухьи младшим сёстрам.

В основе костюма лежат космогонические представления о модели мира с небосводом, светилами, здешним и потусторонними мирами, что с развитием воззрений, миропонимания и социальной жизни постепенно стёрлось в прошлых веках.

А вот хушпу была женским головным убором и довольно сложным в изготовлении. Поскольку замужней женщине не полагалось показывать свои волосы посторонним, только мужу, покрывали голову сурпаном — полоской белой ткани, концы которой украшались вышивкой. В отличии от тухья,  хушпу  имеет —«хушпу хÿри», наспинная полоса до пояса. 

Макушка хушпу обрамлялась узорами из бисера красного цвета. Налобная часть дополнялась   плотными рядами кораллов или раковин каури, эти мелкие ракушки для украшений. Где они их доставали в 19 веке, бог их знает.  Видимо, там же, где и кораллы.

Хушпу высоко ценились и передавались от матери к дочери. В былые времена за один такой убор можно было приобрести две коровы или одну лошадь. Семейная реликвия передавался из поколения в поколение.

Самым популярным женским нагрудным украшением были монисто – «мăйя». Они подчёркивали красоту девушки и наглядно служили доказательством достатка семьи.

Общий вес украшений чувашского женского наряда (естественно, праздничного или свадебного) мог достигать больше 10 кг. Женская походка под таким весом делалась плавной медленной полной достоинства, что и ценилось.

Если в старину национальную одежду носили в обычной жизни наши дедушки и бабушки и особенно наряднее на свадьбах, на праздниках, то сегодня это одежда сценическая. Но хочу отметить, что у нас, в Кирюшкино на деревенских свадьбах так одеваются и по сей день».

По ее словам, в Кирюшкино национальная одежда отличается от одежды чувашей других регионов, да и Чувашии самой, некоторыми деталями, элементами.

«Неженатые парни и незамужние девушки   у нас одевали наплечник «мăйçыххи» сделанный из бисера, который не встречается нигде у других чувашей. Снизу наплечник украшен из раковин каури (хуртпуççи) на шею завязывались мăйя сшитые из красивой ткани, из атласа или шёлка. Ну, а на голову парни нашей местности надевали фуражки, украшенные бантами. Когда спрашиваем у бабушек от кого они у нас перенялись, ведь эти фуражки нигде другие чуваши не одевали, бабушки говорили от казаков Оренбургской области. Оренбургская область граничит с нами и до ближайшего села Оренбургской области всего семь км. По рассказам наших бабушек и дедушек они в сёла, где жили казаки ездили часто на лошадях. Оттуда и переняли фуражки. И ещё одна деталь - национальной чувашской одежды у наших парней – это кнут (пушă).  Этот элемент на свадьбах означал намёк – шутку для невесты, мол «теперь ты – жена, должна быть смиренной и послушной».

Нужно отметить, что последний раз мăйçыххи (наплечник), фуражку парень надевал на свою свадьбу. Он отличался от других парней на свадьбе тем, что на руках у него были белые перчатки.

Девушки же на свадьбах кроме наплечников (мăйçыххи) на голову надевали особый платок (француз тутăр)».

Читайте нас в