Новости Башкортостана и Уфы
93.59
+0.15
99.79
+0.07
89.76
-0.34
14+ °C
Облачно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Общество
29 Сентября 2021, 14:08

В Башкортостане функционирует система совершенствования профкомпетенций учителей

В Башкортостане сформирована и функционирует единая региональная система сопровождения с целью совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров.
Как выстроена работа данной системы в республике, о необходимости внедрения новых подходов к повышению квалификации учителей и о новых вызовах времени, стоящих сегодня в целом перед системой образования, корреспондент «Башинформа» поговорил с первым заместителем министра образования и науки региона Ильдаром Мавлетбердиным.
Напомним, в рамках реализации национального проекта «Образование» во всех регионах России начата масштабная работа по организации принципиально нового подхода к повышению квалификации учителей и оценки квалификации педагогических работников посредством открытия в субъектах центров непрерывного повышения профессионального мастерства.
В нашей республике такой Центр был открыт в декабре 2020 года на базе Уфимского многопрофильного колледжа. Также в Башкортостане был создан Центр оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов. Было закуплено оборудование, преподаватели прошли обучение.
Какие задачи ставит перед собой реализация данного проекта?
— Во-первых, стоит задача - все повышение квалификации, переподготовку и стажировку педработников выстроить в единую цепь. Во-вторых, мы сейчас активно работаем над формированием единого регионального реестра профессиональных программ педобразования. Эти программы мы отправляем в федеральный реестр, чтобы потом по ним работать над повышением квалификации наших педработников. В-третьих, и это самое основное - нашей целью является выявление педагогических дефицитов педработников. В-четвертых, это внедрение единой федеральной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров в республике.
Как диагностируются профессиональные дефициты учителей и какие вы можете среди них выделить?
— Есть специальные задания, тесты, которые позволяют определить предметные проблемы у каждого учителя, - это входное тестирование и входной контроль. У кого-то не хватает теоретических знаний, у других практических, у третьих есть проблемы с методологией подачи материала, у кого-то есть проблемы с психологией, элементами работы с детьми. Например, выпускнику педвуза с хорошей базой по теории где-то не хватает умения правильно коммуницировать с учащимися. Если говорить о другой - более возрастной категории учителей - им точно не хватает навыков использования современных технологий, в том числе цифровых. Мы с этим сталкиваемся — зачастую педагоги с трудом осваивают и используют на практике новое современное оборудование. Так, к примеру, в этом году в рамках нацпроекта для 207 школ республики были приобретены цифровые лаборатории по химии, биологии, физике. Это сверхчувствительные лаборатории с огромным количеством датчиков, позволяют вычислять кислотность, проводить замеры и тут же преобразовывать в графики на ноутбуках. И мы тут видим, что учителя испытывают сложности с применением этих возможностей. Поэтому мы говорим о том, что надо помогать учителям осваивать современные цифровые технологии.
Профессиональные дефициты учителей выявлены. Что следует за этим? Кто дальше должен помогать педагогам?
— В настоящее время 16% всех педработников Башкортостана вошли в эту систему. С каждого муниципалитета были отобраны группы учителей, у которых есть наиболее серьезный профдефицит. С каждым мы разработали индивидуальный образовательный маршрут. Далее с ними работают специалисты из Центра непрерывного повышения профмастерства педработников. Контролируют выполнение педагогами всех необходимых точек по маршруту (заданий, тестов, курсов) тьюторы из числа наставников, наиболее сильных учителей.
Цель этой системы — индивидуально отработать с каждым учителем, чтобы помочь им овладеть современными навыками, современными компетенциями, в том числе цифровыми.
И система эта трехуровневая. На региональном уровне — это Министерство образования и науки РБ - как координатор. Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педработников - оператор. Институт развития образования разрабатывает программы повышения квалификации педработников. На уровне муниципальном — это методобъединения и методическая служба, которая сопровождает педработников и учителей. На уровне школ — это уже методсоветы, педсоветы и так называемая пара — педработник, у кого выявлен профдефицит, и его тьютор. Мы считаем, что сетевое взаимодействие здесь тоже огромную роль играет. Когда сильные школы, сильные педагоги берут под шефство более слабые школы.
Сейчас перед нами стоит задача - к концу 2022 года в данную систему сопровождения должны войти 20% всех педработников республики.
Почему возникла такая необходимость в изменении подхода к повышению квалификации учителей?
— В соответствии с Указом Президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», поставлена задача - войти в десятку лучших систем образования в мире. И мы понимаем, что без педагогов это просто невозможно. Сейчас очень актуальна тема развития функциональной грамотности у детей, когда в первую очередь ставятся задачи в практико-ориентированности. Прошло время предыдущих стандартов, когда дети просто получали академические знания. Сейчас другой подход, ребенок должен научиться применять академические знания на практике. И мы этому как раз должны научить учителей. Кстати, все международные исследования оценки качества ориентируются ровно на это.
Возьмем основной критерий оценки навыков учащихся PISA, которая определяет, как наши 14-летние дети по окончании основной школы умеют применять свои знания на практике. Там ставятся конкретные задачи: к примеру, ребенок приезжает с родителями в магазин, они приобретают определенные товары. Объем багажника их автомобиля такого-то размера, объем товаров такой-то. Вопрос - вместятся ли покупки в багажник машины. Российские школьники это знают, просто надо переложить все, что в учебнике, и включить немного практический ум. У нас с этим сложности в целом. Результаты PISA прошлых лет показывают, что мы не в десятке лучших. Нас опережают школьники из Китая, Европы. Потому что изначально их система образования направлена на практико-ориентированность. Как раз задача данной единой региональной системы — сформировать соответствующие компетенции у наших педагогических работников, чтобы в первую очередь они научились с этим работать.
У нас очень хорошая классическая система образования, она достойная, она лидирующая, в том числе благодаря багажу из советской системы. Но задачи сейчас встают немного другие, мировые тенденции другие. Сейчас общество говорит о том, что ребенок должен уметь применять свои знания на практике, на работе. У него отличная теория, но плохая практика. И мы должны научить наших учителей ориентировать ребят именно на практико-ориентированность, на функциональность, на функциональную грамотность детей.
Понимаете, учителям всегда нужно совершенствоваться. Не зря федеральный закон об образовании заложил обязательность прохождения повышения квалификации педработниками не реже одного раза в три года. Потому что, действительно, образование никогда не стоит на месте и свою квалификацию надо повышать.
Как выглядит реализация данного масштабного проекта в нашем регионе на фоне остальных субъектов в РФ?
— Сейчас все регионы находятся на этапе становления таких региональных систем. Не скажу, что мы - первые. Но мы идем в русле, где-то, может, с опережающими темпами. Нам помогло то, что в 2019 году мы получили хорошее финансирование из федерального бюджета — более 100 млн рублей для того, чтобы создать два центра - Центр оценки компетенций и Центр непрерывного повышения профмастерства педработников.
Автор:Гульфия Акулова
Читайте нас: