Новости Башкортостана и Уфы
77.36
+0.67
87.59
+0.69
86.21
-0.06
-22 °C
Облачно
Коронавирус
Все новости
Общество
30 Июня 2021, 14:49

Как сдать ЕГЭ на сотню? Лайфхаки мультистобалльников Башкирии

К сегодняшнему дню в Башкирии 84 выпускника сдали ЕГЭ на 100 баллов. Число стобалльных работ в республике еще может вырасти - в скором времени ожидаются результаты еще по нескольким предметам.
Четверо получили максимально высокий балл сразу на двух экзаменах. «Башинформ» пообщался с мультистобалльниками.
Первой в регионе набрала 200 баллов выпускница Башкирской республиканской гимназии №1 имени Рами Гарипова Гульназ Ишемгужина, показавшая наивысший результат по русскому языку и химии. Интервью с ней читайте по ссылке.
Максимальный балл по физике и профильной математике получили сразу два уфимских школьника - Лилия Прозорова из лицея №106 «Содружество» и Илья Толстобров из школы №128.
На 200 баллов написала тесты по истории и обществознанию выпускница школы №3 с углубленным изучением отдельных предметов из Кумертау Дария Болотова.
Отличники единого государственного экзамена рассказали, как и сколько нужно готовиться, чтобы написать ЕГЭ на все 200, чем они живут, о чем мечтают и считают ли себя самыми умными?
О ПОДГОТОВКЕ К ЭКЗАМЕНАМ
Дария Болотова: Подготовку к ЕГЭ я фактически начала в 9 классе, так как уже определилась с предметами, которые буду сдавать. За три года я успела прочитать разные варианты учебников по истории, в качестве самых любимых для подготовки советую учебники «История России» под редакцией Черниковой издания МГИМО, «История России с древнейших времен до наших дней» Сахарова, «История Отечества» от Кацвы. Не менее важна практика - я прорешала все задания второй части (24,23) с реального ЕГЭ прошлых лет (списки можно найти в группе «ВКонтакте» «НезЛО Антона Чубукова»), решу егэ, сборниках Артасова и все карты с сайта ФИПИ и практикума Артасова.
Дария Болотова
Особое внимание нужно уделить работе над историческим сочинением, потому что его очень сложно написать с чистого листа без предварительного заучивания ролей личности. За год я написала все сочинения из сборника Артасова и повторила их за несколько дней до экзамена - нельзя откладывать этот вопрос, потому что на написание каждого уходит около часа.
По обществознанию важны две вещи: хорошее знание теории и общий кругозор. С одной стороны, вы должны сделать конспекты, совместив учебники из федерального перечня (я писала их по Боголюбову, Триактиву Котовой, учебнику Котовой и Лисковой), и НПА из списка от ФИПИ, и перечитать их много раз - я сделала это минимум около четырех. С другой стороны, нужно смотреть больше документальных фильмов, следить за новостями, чтобы иметь мнение по любому вопросу и не ограничивать знания содержанием учебников.
Готовилась я самостоятельно и на уроках в школе. Наша учительница, Зиятдинова Евгения Анатольевна, проводила очень много дополнительных занятий, и я не видела смысла искать репетитора.
При сдаче гуманитарных предметов огромную роль играет самоподготовка, потому что число учебных часов в школе объективно не позволяет изучить весь материал для сдачи на максимальный балл (особенно по истории). Ученик должен сам заставить себя следовать чёткому плану на неделю (например, каждый день я час читала учебник по истории, 30 минут - конспекты по обществознанию, в понедельник, среду - писала по историческому сочинению, в пятницу - решала по два варианта по обществознанию и так далее), чтобы прийти на экзамен с уверенностью в том, что он достоин хорошего результата.
Очень важна в подготовке кропотливая работа не только в течение двух лет, но и последних недель перед экзаменом вопреки установившемуся мнению, что за этот срок ничего нельзя изменить. В последнюю неделю я повторила все термины и планы по обществознанию, прочитала заново весь учебник по истории, что мне значительно помогло.
Лилия Прозорова: Готовилась сама. После 9 класса пошла в направлении физико-математического профиля, поэтому у нас было много часов по физике и математике и углубленное изучение этих предметов. Подготовка была хорошая в школе, и я не чувствовала необходимости пользоваться услугами репетиторов или каких-то онлайн-школ. Сама я занималась больше не подготовкой к ЕГЭ, а к олимпиадам.
Илья Толстобров: К ЕГЭ готовился с 11 класса. Услуги репетиторов слишком дороги, и я не стал с ними заниматься. Нашел онлайн-курс по физике и весь год занимался по нему. По математике готовился по записям прошлого года. Бывали случаи, когда ничего не хотелось делать, когда забрасывал учебу, может даже на неделю, и просто отдыхал, но в основном три раза в неделю точно занимался усердно часа по 4. Я четко понимал, что если хорошо напишу ЕГЭ, поступлю в хороший вуз.
ОБ УВЕРЕННОСТИ И ВОЛНЕНИЯХ
Дария Болотова: Я ожидала высоких результатов, так как с начала года писала пробные примерно на 90 баллов. До последнего была уверена, что могу получить 96, 98, но с очень малой вероятностью 100 - верила в то, что эксперты стремятся найти в работах недочеты. Результаты же убедили меня в объективности оценки работ. Нервозность я испытывала только в последние дни перед экзаменом, когда случайно встречала задания, на которые не могла быстро дать верный ответ, но на самом экзамене быстро успокоилась, потому что сразу посмотрела задания второй части и поняла, что могу их решить.
Лилия Прозорова: По математике хотела 100 баллов, так как здесь они возможны даже при наличии двух ошибок. Но максимальный балл все равно стал удивлением для меня. К экзамену по физике я особо не готовилась, шла с мыслью, что надо написать так на баллов 90+, а то будет стыдно. Но вариант для меня, действительно, оказался не сложным. В итоге, к моему удивлению, тоже 100. Когда готовилась к ЕГЭ по русскому языку, был стресс. Переживала, в ночь перед экзаменом не могла заснуть, даже плакала. Я поняла, что волнения мне сильно вредят и на последующих экзаменах не волновалась совсем.
Лилия Прозорова
Во-вторых, не было волнения еще и в предметах, в которых я была уверена, и был опыт решения заданий в условиях олимпиад. То есть я не была в стрессе, когда мозг не соображает, а спокойно, размеренно, с удовольствием решала тесты для себя, писала все, что знала.
Илья Толстобров: В отличных результатах не был до конца уверен. Говорил себе больше в шутку «Если все правильно, будет 100», просто был оптимистично настроен. Но стопроцентной уверенности не было.
О КОНТРОЛЕ И ПОДДЕРЖКЕ РОДИТЕЛЕЙ
Дария Болотова: Мама поддерживала меня в первую очередь тем, что полностью доверяла мне. Она не контролировала подготовку, верила, что я работаю для себя и поэтому работаю хорошо. А мне приходилось работать, в том числе для того, чтобы оправдать это доверие. Если было нужно, она всегда покупала мне необходимые книги.
Лилия Прозорова: Меня родители особо не «прессуют». Я сама контролировала весь процесс. Мама сильно поддерживала, за что я ей благодарна.
Илья Толстобров: Родители, конечно, помогали. Поддержка мамы была незаменима, без нее бы, наверное, не получилось таких результатов. Но она меня не контролировала, я сам занимался, потому что знал, что если хорошо сдам, поступлю в хороший вуз.
ОБ ОЛИМПИАДАХ
Дария Болотова: Я участвовала во Всероссийской олимпиаде школьников по праву - призёр регионального этапа в 10 и 11 классе. Хотя я считаю важным участие в олимпиадах и ездила на них, чтобы отстоять честь школы, в 11 классе я сделала упор на подготовке к ЕГЭ, так как не склонна к риску (задания олимпиады отличаются большей непредсказуемостью), а подготовка к олимпиаде по праву не очень помогает на экзамене по истории и обществознанию.
Лилия Прозорова: Участвовала в олимпиадах и в 10, и в 11 классах. Значимые достижения – призер олимпиады БашГУ, она первого уровня, несколько дипломов олимпиад второго уровня. По физике – призер олимпиады «Физтех», олимпиады Росатома. Считаю важным участие в олимпиадах, потому что абитуриент так может проверить себя в стрессовой обстановке, в условиях ограниченного времени. После них ЕГЭ не кажутся чем-то необычным. К тому же олимпиады дают льготы при поступлении, и даже если бы я, к примеру, не написала физику с математикой на 100 баллов, в любом вузе страны результаты мои округлились бы до 100. Поэтому советую школьникам участвовать в олимпиадах.
Илья Толстобров: Участвовал во Всероссийской олимпиаде школьников по физике – прошел на заключительный этап. Олимпиады - нужная вещь. Если ты разбираешься в олимпиадных задачах, то результат ЕГЭ становится уже не так важен.
О ПЛАНАХ НА БУДУЩЕЕ И РАБОТЕ: НА РОДИНЕ ИЛИ ЗА ГРАНИЦЕЙ
Дария Болотова: Пока что я выбрала два университета – СпбГУ (юриспруденция) и МГЮА (судебная и прокурорская деятельность), но продолжаю рассматривать иные варианты. В будущем вижу себя работником прокуратуры или Следственного комитета. Я с детства хотела и учиться, и остаться жить в Санкт-Петербурге, постараюсь во время учебы стать общественным помощником в прокуратуре или СК, пройти практику, а после устроиться на работу.
Лилия Прозорова: Пока у меня только общие представления о будущей профессии. Я очень сильно люблю математику, отсюда отталкиваюсь. Можно попробовать себя и в сфере IT, но я не хочу уходить в только программирование. Возможно, я даже захочу стать преподавателем математики или уйти в науку. Поэтому у меня сейчас два варианта - пойти в МГУ на механико-математический факультет, потому что там есть возможность получить более широкое фундаментальное образование. И еще есть план - МФТИ в физтехшколу прикладной математики и информатики, потому что там есть уклон на индустрию. Какой вуз выберу - зависит от результатов по информатике, их сейчас жду. Возможно, подам документы еще в Высшую школу экономики. После получения бакалавриата планирую поступить в магистратуру за рубежом, а может, и сразу пойду работать. Но если окажусь за границей, вернусь в Башкирию, только если сильно буду скучать по родным краям, что навряд ли. Возможно, когда-нибудь и захочу вернуться. Планы пока размытые.
Илья Толстобров: Подаю документы в вузы Москвы, рассматриваю МФТИ, МГТУ им. Баумана и Высшую школу экономики. Направление – пока думаю на информационную безопасность. После получения высшего образования постараюсь вернуться в Башкирию, потому что как бы это пафосно ни звучало, это мой родной край и нужно его поддерживать.
Илья Толстобров
О ХОББИ, ЛЮБВИ К КНИГАМ И ОТНОШЕНИИ К СОЦСЕТЯМ
Дария Болотова: В качестве увлечения люблю смотреть документальные фильмы на английском языке, читать художественную литературу и детективы. Социальные сети я люблю как лучшее средство для получения новостей или приглашения друзей встретиться, но не как способ общения - каждый раз жалею, если напечатаю подруге новость, которую лучше бы рассказала во время прогулки. Перед экзаменами на пару недель удаляла приложения Instagram, ВК, чтобы не отвлекаться от подготовки, не смотреть фотографии друзей с прогулок и подсознательно не хотеть быть с ними.
Лилия Прозорова: Играю на фортепиано, до 10 класса собиралась стать профессиональной пианисткой, но ушла в физматпрофиль и мои планы изменились. Но иногда выступаю на концертах. Хожу в спортзал, занимаюсь рукоделием. Читать люблю как научно-популярную, так и художественную литературу. Отношение к соцсетям - отрицательное при всех неоспоримых преимуществах и возможностях общения. Во-первых, это увлечение может превратиться в зависимость, и для многих жизнь там начинает играть бОльшую роль, чем все, что происходит в реальном мире вокруг. Бывает, идеалы из инстаграма понижают самооценку человека, и все это, думаю, может привести к психическим проблемам. Верю в теорию, что соцсети опасны и созданы специально для создания у людей зависимости.
Илья Толстобров: Увлекаюсь легкой атлетикой, плаванием, борьбой. Читать не очень люблю, но иногда бывает желание что-нибудь интересное почитать. Последняя прочитанная книга - «451 градус по Фаренгейту» - заставляет задуматься. В соцсетях сижу и довольно много.
СЧИТАЕШЬ ЛИ СЕБЯ УМНЫМ(ОЙ)?
Дария Болотова: Не считаю себя умнее других, только иногда более трудолюбивой, а ум - мышца, которая требует тренировки.
Лилия Прозорова: Думаю, каждый человек считает себя умным, даже если это не так. Я про себя тоже так думаю, но при этом понимаю, что многого еще не знаю, немало еще сфер, в которых я не сведуща, и есть много людей, которые гораздо умнее меня. Поэтому я не претендую на звание самой умной. На данный момент мне для жизни хватает ума.
Илья Толстобров: Не считаю себя супер умным. Но на фоне других - я просто усидчивее. Я знаю, чего я хочу, поступить в хороший вуз, и для этого приложил все усилия.
СОВЕТЫ СДАЮЩИМ ЭКЗАМЕНЫ И О ЛИЧНОМ ОТНОШЕНИИ К ЕГЭ
Дария Болотова: Я советую быть готовым меньше времени проводить за тем, что интересно вам лично (по крайней мере, в 11 классе) - меньше заниматься спортом, меньше читать книги, не связанные с предметом экзамена. Что касается моего отношения в целом к ЕГЭ, мои старания вернулись сторицей, но есть знакомые, кто готовился к экзаменам не менее усердно, чем я, но получили не такой высокий результат. Потому что в отдельных вариантах встречаются задания, ответы которых сложно вывести из содержания не только школьных, но и вузовских учебников. Однако из двух зол - внутренние вступительные экзамены в университете и ЕГЭ - последнее однозначно меньшее, и пока что сложно найти ему альтернативу.
Лилия Прозорова: Советую участвовать в олимпиадах и погрузиться в предмет полностью с головой. Если это математика или физика – смотреть научно-популярные фильмы, видео, где решают интересные задачки, каналы, подкасты. Это помогает увлечься предметом. Надо полюбить предмет, а не просто заставлять себя решать задачки. Я считаю, что все же ЕГЭ – это равенство возможностей. Любой человек с любыми финансовыми возможностями может поступить в любой вуз страны, по-моему, это прекрасно. Сейчас все ресурсы для этого есть в интернете.
Илья Толстобров: Начать готовиться к ЕГЭ лучше как можно раньше. И готовиться советую по заранее составленной схеме. Лучше составить план подготовки, но и не забывать об отдыхе. ЕГЭ - это одно из испытаний, и нужно относиться к нему как к преграде, которую можно преодолеть, если заниматься.
Автор:Гульфия Акулова
Теги:егэ