Новости Башкортостана и Уфы
Все новости
Общество
30 Мая 2021, 12:16

Научитесь вешать трубку: как не дать мошенникам ни малейшего шанса

пресс-служба Лаборатории Касперского
пресс-служба Лаборатории Касперского
В апреле-мае пользователи мобильных телефонов в России пережили настоящий бум подозрительных звонков – их число выросло в четыре раза по сравнению с зимой.
В первом квартале этого года в Приволжском федеральном округе доля спам-звонков среди всех входящих с неизвестных номеров достигла 70,5%, доля звонков с подозрением на мошенничество – 6,2%*. Для сравнения: в прошлом году эти показатели равнялись 68,3% и 4,9% соответственно. Только в прошлом году киберпреступники присвоили около 150 млрд рублей россиян.
Как не стать жертвой мошенников, какую тактику они используют – об этом «Башинформ» попросил рассказать главного эксперта «Лаборатории Касперского» Сергея Голованова.
- Сергей, какова основная тематика нежелательных звонков?
- Пользователи приложения Kaspersky Who Calls оставляют отзывы, из которых следует, что чаще всего поступали звонки с предложением займов, либо от коллекторских фирм. При этом звонившие представлялись сотрудниками государственных, силовых структур или работниками Центрального банка.
- В начале года наблюдалась уже новая тактика: не дожидаясь ответа, мошенники бросали трубку и доверчивые граждане сами перезванивали им. Сейчас что-то изменилось?
- Нужно понимать, что злоумышленники постоянно придумывают новые схемы обмана. Например, раздается звонок, человек берет трубку и слышит о том, что на его банковской карте замечена подозрительная активность и поэтому сейчас ему позвонят из правоохранительных органов. Наш герой очень бдительный, он знает про киберпреступников и поэтому кладет трубку. Срабатывает иммунитет от первичного мошенничества.
Однако через некоторое время раздается второй звонок. Звонивший действительно представляется сотрудником МВД или полиции. И здесь, чаще всего, такой иммунитет уже не срабатывает. Человек нервничает, спрашивает себя: «А вдруг это правда?» и совершает необдуманные поступки.
- Порой звонившие действительно говорят так, что им трудно не поверить. По каким признакам можно понять, что тебе звонят мошенники?
- Именно настойчивость должна насторожить в первую очередь. В разговоре злоумышленники придерживаются официального тона, могут использовать юридические термины.
Люди, представившиеся сотрудниками правоохранительных органов, нередко предупреждают об ответственности, грозятся прислать повестку, пытаются изо всех сил убедить вас не только сделать то, что им нужно, но и скрыть это от близких. Они торопят, говорят много и быстро, не дают времени подумать.
- Что нужно сделать, чтобы не стать жертвой обмана?
- Не бойтесь вешать трубку! Вешайте ее столько раз, сколько потребуется.
Сохраняйте спокойствие. Если чувствуете, что начинаете волноваться – расскажите о звонке близким или друзьям.
Установите приложение для защиты от спама. Когда поступает входящий вызов, оно подсказывает, кто звонит: банк, магазин, доставка или кто-то другой.
Будьте бдительны. Если звонивший сообщил вам, что с вашей банковской картой какие-то проблемы – положите трубку. Наберите номер телефона банка, который указан на вашей карте, и узнайте, все ли в порядке.
- Какие еще угрозы остаются актуальными для интернет-пользователей?
- Фишинговые страницы и спам-рассылки. С января по март этого года сервисы «Лаборатории Касперского» заблокировали в Приволжском федеральном округе более 3 миллионов попыток переходов на фишинговые страницы**.
Мошенники продолжают активно использовать темы COVID-19 и вакцинации, обещают компенсации. Очень качественно создают письма для атак на корпоративных пользователей и подделывают страницы крупных организаций и онлайн-магазинов.
Почти половина, или 46% почтового трафика оказалась спамом. Рассылки становятся более сложными. Например, чтобы обойти спам-фильтры почтовых служб, злоумышленники добавляют слова в виде картинок или вставляют в адрес отправителя почтовый ящик пользователя, создавая видимость того, что у них есть контроль над почтовым ящиком жертвы.
- Как с этим бороться?
- Человек - самое слабое звено в цепочке информационной безопасности. Злоумышленники отлично это понимают и придумывают всё новые способы напугать либо заинтриговать пользователей, чтобы заставить их открыть вредоносные вложения или перейти на подозрительный ресурс.
Мы напоминаем, что не стоит доверять всем письмам и кликать по ссылкам, даже если они приходят от знакомых. А самое главное — категорически не рекомендуем в спешке соглашаться на заманчивые предложения.
Соблюдайте базовые правила безопасности:
  • внимательно изучайте адреса ссылок, прежде чем переходить по ним из писем, социальных сетей и мессенджеров, особенно из сообщений от незнакомых людей;
  • используйте для всех своих аккаунтов разные надёжные пароли (от 12 символов с буквами в разном регистре, цифрами и спецсимволами), пользуйтесь менеджером паролей;
  • антивирусы обучены блокировать подозрительные сайты, установите защитное решение, в том числе на мобильные устройства.
  • регулярно обновляйте программное обеспечение: в таких обновлениях разработчики устраняют уязвимости, которыми потенциально могут воспользоваться злоумышленники***.
* Данные получены с помощью анонимизированных отзывов пользователей приложения Kaspersky Who Calls за декабрь 2020 — май 2021 гг.
** Данные получены на основе анонимизированной статистики срабатывания решения Kaspersky Internet Security в период с 1 января по 31 марта 2021 года.
Фишинговые страницы - поддельные сайты, созданные мошенниками для сбора логинов и паролей пользователей, либо для перевода денежных средств. Внешне они очень похожи на оригинал, но немного различаются написанием адреса. При переходе на такие страницы из искусно составленных липовых рассылок, люди сами оставляют киберпреступникам свои конфиденциальные данные.
*** Больше половины россиян (55%) откладывают обновление устройств, когда приходят уведомления.
Автор:ИА «Башинформ»
Читайте нас: