Новости Башкортостана и Уфы
92.26
-0.33
99.71
-0.56
86.97
-0.03
-3 °C
Облачно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Общество
15 Января 2021, 12:32

Криминалист в отставке о детоубийцах: «Лицо» современных преступников уродливо искажено»

СКР по РБ, предоставлены Ильдаром Шариповым
СКР по РБ, предоставлены Ильдаром Шариповым
О преступлениях «лихих 90-х» и 2000-х годов в Уфе, о том, какими качествами должен обладать настоящий криминалист, как изменился «портрет» современных убийц, в интервью специальному корреспонденту информационного агентства «Башинформ» 15 января, в юбилейную дату – 10-летие со дня образования Следственного комитета России, рассказал председатель Союза ветеранов следственных органов Башкирии Ильдар Шарипов. Полковник в отставке отдал службе в правоохранительных органах более 20 лет, на его счету сотни раскрытых преступлений и не меньше оказавшихся за решеткой отморозков.
Ильдар Дамирович родился в Уфе. Со школьной скамьи у него не было явного стремления носить погоны. В те времена была «восьмилетка», после начального образования последовали четыре года в радиотехническом техникуме, затем диплом с отличием и несколько месяцев на раздумье – кем быть и что делать дальше. В планах была армия и поступление в авиационный институт. Друзья посоветовали попробовать себя на юридическом факультете в БашГУ, что и было сделано. На военной кафедре Ильдар Шарипов получил звание офицера. После окончания вуза поступил на службу в прокуратуру Уфимского района. Затем армия, служба в Военной прокуратуре в должности следователя, где в течение двух лет занимался расследованием преступлений, совершенных военнослужащими. В дальнейшем Ильдар Дамирович работал в прокуратурах Уфы и республики – от следователя до старшего прокурора-криминалиста отдела криминалистики. В 2011 году следствие было выведено из прокуратуры и создан отдельный орган – Следственный комитет Российской Федерации, в котором собеседник информагентства проработал в должности заместителя руководителя отдела криминалистики до ухода в отставку в 2015 году. Сейчас в качестве председателя ветеранской организации следственных органов Башкирии Ильдар Шарипов передает свой опыт следователям СК РБ.
В 90-е годы по республике количество убийств и покушений на убийство доходило до 500 в год, из них около трети совершались на территории Уфы – на большинство из них выезжал Ильдар Шарипов.
«За сутки в Уфе совершалось до 4 убийств – бывало, работали в круглосуточном режиме. Я знал обо всех особо тяжких преступлениях в те годы и принимал непосредственное участие в работе по их раскрытию. К каждому выезду я относился так, будто это касается меня лично, и старался максимально сделать все, чтобы раскрыть преступление», - рассказывает ветеран.
- Как Вы выдерживали такой график? А время на семью, личную жизнь оставалось?
- Было тяжело, но времена были такие… Работали, не считаясь со своим личным временем. Когда я рос и воспитывался, тогда была идея и принципы. По мере того, как ты начинал понимать, что и как, деятельность затягивала до полного погружения с головой. Я всей душой болел за свою работу, относился к ней с трепетом: отдавал ей себя полностью.
Я женат, у меня двое детей. Супруга занималась воспитанием детей, я работал: мог прийти поздно вечером, лечь спать, а через час поступал звонок и меня опять нет дома. Жена поддерживала, входила в положение – понимала, что такая у меня работа. За это я ей очень благодарен. Сейчас времени на семью стало больше.
- Назовите самые громкие преступления, которые вам удалось раскрыть. Есть ли такие, которые даже Вас смогли шокировать?
- За последние пару десятилетий было немало резонансных дел. Я считаю любое убийство – это ненормальное явление, а когда лишают жизни сразу нескольких человек - это вообще сложно объяснить словами. Среди примеров могу привести убийство двух ребят в 2008 году в Уфе. Весь город следил за этой историей, в СМИ выходило много информации. Молодые парень со своей девушкой катались на машине Honda Accord и пропали без вести. Их искал весь город. Информацию «ловили» от друзей, знакомых и просто от жителей Уфы. Иномарку пропавших обнаружили на одной из улиц города благодаря внимательности девушки. Затем установили слежку за предполагаемым преступником. Одновременно были приняты меры к установлению местонахождения телефонов потерпевших. Лишили жизни ребят из-за автомобиля, чтобы продать его и заработать денег. Убийцы получили большие сроки.
Громкое дело - убийство двух студенток Башгосуниверситета в конце 2008 года. Девушки вышли вечером прогуляться и не вернулись в общежитие. Их тела нашли в овраге, недалеко от мусульманского кладбища. Для установления обстоятельств преступления был изучен большой объем записей с городских камер видеонаблюдения, привлечены СМИ и расклеены ориентировки с фотографиями потерпевших. Благодаря этому удалось установить девушку, которая по фото опознала одну из студенток. В тот злополучный вечер девушки оказались в одном из заведений города с молодыми ребятами. Была проделана большая работа по их установлению. Убийство совершили трое молодых людей на сексуальной почве. После чего преступники скрылись на территории Краснодарского края, где и были задержаны. Их приговорили к более чем 60 годам лишения свободы на троих.
В нашем городе был также случай похищения ребенка с целью получения выкупа. В 2010 году в полицию обратился отец девочки, который сообщил, что преступник позвонил ему с ее телефона, запретил связываться с полицией и требовал за дочь 15 млн рублей. Он знал, что отец школьницы работает директором предприятия, и семья жила в достатке. Изначально, об этом факте никто в городе не знал, его не было в суточных сводках, в курсе был ограниченный круг лиц сотрудников СК и МВД РБ, кто непосредственно занимался поиском девочки – случившееся было зашифровано. И нам за два дня удалось установить место, где держали ребенка. Девочку спасли, и все закончилось благополучно. Похитителем оказался уроженец Узбекистана, а его сообщниками – жители Уфы. Оперативность в работе всех подразделений и проведение всего комплекса оперативно-технических мероприятий, – это эталон, пример для подражания по раскрытию подобных преступлений.
Но самое страшное – убийство детей. К этому невозможно привыкнуть. Сознание мутнеет, когда находишься на месте происшествия с гибелью ребенка. Слезы невозможно остановить, они сами по себе текут.
В 2012 году Уфу потрясло жестокое убийство семьи – женщины и ее детей. В полицию поступило сообщение, что в квартире найдены тела пятерых человек. При этом в помещении стоял сильный запах газа, поэтому соседи забили тревогу, вызвали экстренные службы. Обнаруженное в однокомнатной «хрущёвке» невозможно спокойно описать. Когда я прибыл на улицу Вострецова, в квартире уже работали эксперты-криминалисты – обрабатывали объекты для изъятия отпечатков пальцев рук. В комнате лежали пять трупов: мама и ее маленькие дети – 10-месячный малыш, 3, 4 и 6 лет. Я смотрел на все это в оцепенении, смотрел на этих детей, и тут почувствовал что-то неладное. Не мог понять, почему трупные явления у женщины и троих детей по сроку одни и схожи, а у одного ребенка их нет. К тому же он был укрыт аккуратно одеялом, а другие нет. Я присел перед этой девочкой на корточки, стал более тщательно вглядываться в этого ребенка, и в какой-то момент увидел, что у неё веко задрожало. Я не смог сдержать эмоций и закричал: «Тут ребенок живой, срочно «скорую»!». Шестилетняя девочка провела порядка двух дней среди трупов мамы и двух младших братьев и сестры. Я малышку укутал в одеяло, вынес на руках и на «скорой» довез до больницы. Она выжила, несмотря на полученное ножевое ранение. Преступником оказался отец. Расправа произошла на бытовой почве: глава семейства пришел домой пьяный, началась ссора, дети стали плакать. Мужчина схватил в ярости нож и ударил им свою жену, а потом и детей.
- За годы Вашей службы и борьбы «со злом» сложился ли у Вас среднестатистический портрет преступника? И какое «лицо» у убийцы и насильника сейчас, есть ли разница?
- Конкретного портрета нет. Они все разные. Если говорить об убийствах, то здесь в основном бытовые причины и алкогольное опьянение. Большая часть убийств – 70-80 процентов совершены именно по этим причинам. Еще одна категория – убийства из ревности.
«Лицо» современных убийц уродливо исказилось: необъяснимо то, что творят сейчас родители и близкие с детьми. В 90-е годы такого практически не происходило, преступления против детей были редкостью. На сегодняшний день это сплошь и рядом. Ну решила жена уйти от тебя – причем тут дети? От того, что не сложились отношения между супругами, как можно совершать такие преступления?. Это в голове не укладывается. Бывает, что маньяк, у которого с головой не все в порядке, насилует и убивает ребенка – это один момент. Тут полная деградация личности – это больные люди. Но когда обычные с виду люди заводят семью, воспитывают детей, а потом происходит, по их понятиям, какая-то трагедия в личных отношениях, они берут и убивают своих детей, а потом кончают жизнь самоубийством – это нечто необъяснимое. Видимо, у таких нелюдей могла быть какая-то психологическая травма в детстве, возможно, сложные отношения у родителей. Здесь также большую роль играет телевидение и интернет – ничего нового я тут не скажу.
- В продолжении темы детоубийц, в прошлом году в реке нашли тела детей Мазовых, которых погубил их собственный отец, а его самого до сих пор не нашли. С позиции профессионального опыта, Ваше мнение, что с ним: скрывается или свел счеты с жизнью?
- Тут 100 процентов трудно сказать, в голову к человеку не залезешь. Если человек пошел на убийство детей, сомневаюсь, что он сам где-то скрылся. Мое мнение, он совершил самоубийство. Я больше склоняюсь к этой версии. Если бы он не пришел к этому итогу, он не стал бы убивать детей. Таким поступком он хотел наказать супругу. Почему до сих пор не могут найти его труп? Не всех утопленников удается обнаружить. Исключительный случай, что нашли тела детей, шансов было очень мало. Реки замерзают, потом оттаивают, трупы разлагаются, когда лед трогается, они перемалываются. Не все всплывают, но даже когда всплывают, тут могут появиться хищники, либо они оказываются в таких местах, где людей практически не бывает – в кустарниках, зарослях. Много нюансов.
- Остались ли на Вашем счету нераскрытые дела?
- Не могу сказать, что нет – есть. В среднем, в начале 2000-х годов за год по Уфе оставались нераскрытыми около 20-25 убийств и покушений на убийство. К концу 2000-х годов эта цифра уменьшилось до порядка 8-10. Но рано или поздно многие преступления раскрываются. Бывает, что ничего нет, ни одной вроде зацепки, но спустя годы они появляются. Это вызвано разными причинами, в том числе, и появлением дополнительной информации, новыми экспертными и техническими возможностями, и даже случайностями.
- Что было в Вашем чемоданчике криминалиста, когда вы выезжали на преступления?
- Для фиксации следов преступления и обстановки места происшествия я использовал фотоаппарат и видеокамеру. Ими я старался максимально зафиксировать все в нетронутом первоначальном виде после убийства. Делал обзорные и детальные фото, затем фото-таблицу, которая помогала и была востребована у следователей. Сейчас техника ушла далеко вперед, те возможности, которые появились, меня очень радуют. Но их использование должно быть правильным – важна работа самого следователя. При неправильном изъятии следы могут прийти в негодность, и они не принесут информации и не будут иметь доказательственного значения.
- Вам когда-нибудь угрожали расправой во время работы, ведь Вы отправляли за решетку отъявленных негодяев и отморозков, а от них всего можно ожидать?
- Конкретных действий в отношении меня не было. Но я не исключаю, что кто-то получил бы от этого удовольствие.
- Смотрите фильмы или сериалы о правоохранителях? Как относитесь к тому, как следователей, полицейских преподносят с экранов телевизоров?
- Не смотрю. Однажды, переключая каналы, остановился на одном сериале о правоохранителях. Такую там показывали ересь, чего реально в жизни нет, какие-то фантастические экспертизы – переключил. А ведь люди в это верят. Я стараюсь пересматривать фильмы о военных и послевоенных годах – они достойно сняты, а сериалы – точно не мое. Я всю жизнь в системе и знаю, как все происходит на самом деле, а сказки и придуманные истории мне неинтересны.
- Следите за криминальной повесткой в Башкирии?
- Я читаю новости, живу в мире новостей, как ни крути. Информация поступает – я ее изучаю, по возможности стараюсь помочь следователям. В любом случае, я в курсе всех этих событий, но не на столько детально, как раньше.
- Главные профессиональные качества, которыми должен обладать современный следователь-криминалист…
- Трудолюбие. Порядочность. Честность. Важно вникать в каждое уголовное дело и дотошно относиться к выполнению всех следственных действий, - это дает результат при окончании его расследования. Бывают в уголовных делах и такие моменты, что решение нужно принимать, скажем так, слушая сердце. Ведь главное – должен быть установлен именно тот человек, который совершил преступление, и как результат - понести заслуженное суровое наказание.
- Как молодым сотрудникам Следственного комитета Башкирии «гореть» работой, а «не сгорать» на ней? Поделитесь советом!
- Знаете, быть следователем – это ежедневная, почти круглосуточная работа. Не все выдерживают этот режим и темп – новички, бывает, уходят через полгода - год после устройства со словами: «Это не мое, и очень тяжело». Но кто выдерживает два-три года, как правило, остается надолго.
Да, и у любого следователя со стажем бывает период, когда чувствуешь, что уже все, невмоготу: ничего не клеится, не идет, не хочется вообще ничего делать, опускаются руки, завал во всем. Так вот, нельзя опускать руки в такой период, ведь он пройдёт. Работа следователя несравнима ни с какой другой, она требует моральных, нравственных, физических и умственных усилий. Но в итоге ты получаешь результат своего труда, и это доставляет удовольствие.
- Большое спасибо, Ильдар Дамирович, за беседу, и с юбилейной датой Вас и Ваших коллег!
Автор:Ксения Калинина
Читайте нас: