Сегодня мы вспоминаем имя выдающегося советского инженера-геолога, первооткрывателя Ишимбайского нефтяного месторождения Алексея Блохина. Он имел прямое отношение к открытию башкирской нефти, 80-летие которого было отмечено 16 мая.
Алексей Александрович Блохин родился в деревне Головино Ярославской губернии 30 мая 1897 года в семье учителя начальной школы. В семье было пятеро детей, все они получили высшее образование.
По окончании школы в соседнем селе - Больших Солях Алексей Блохин учится в Костромской гимназии. В 1917 году едет в Москву и поступает в МГУ. Но началась революция, голод, безработица и он возвращается домой. Работает учителем местной школы, возглавляет сельский отдел народного образования. Осенью 1919 года Алексея призывают в армию, он служит в Костроме заведующим гарнизонным клубом, затем начальником губвоенкомата.
В 1920 году Алексей Блохин поступает в Московскую горную академию. Благодаря своим преподавателям – будущим академикам Ивану Михайловичу Губкину и Владимиру Александровичу Обручеву он увлекся геологической наукой. Теоретический курс он завершил в 1927 году, а через два года блестяще защитил дипломную работу и стал научным сотрудником Государственного исследовательского нефтяного института (ГИНИ).
В те годы среди геологов не было единого мнения о перспективах нефтеносности Башкирии и Урало-Поволжья, преобладали пессимистические взгляды. Академик Иван Губкин и Алексей Блохин преодолели сопротивление скептиков и недоброжелателей, добившись принятия решения Правительством страны о бурении разведочных скважин в Ишимбае. Когда академику Ивану Губкину понадобился начальник геологоразведочной партии для работ в Стерлитамакском районе БАССР, он без колебаний выбрал Алексея Блохина и напутствовал его так: «На Урале уже побывал добрый десяток разведчиков, и все они вернулись ни с чем. Терпения не хватило. Если его у тебя хватит, то ты найдешь месторождение. В этом я уверен. И помни, я убежден - на склонах Уральского хребта есть большие залежи нефти». Уже весной 1929 года в Башкирию прибыли 104 вагона с оборудованием и материалами, начали приезжать специалисты из Баку и Грозного.
О первой своей поездке в Башкирию сам Блохин вспоминал позже так: «В теплые майские дни 1929 года мы приехали в Уфу, отсюда до Ишимбаево надо было добираться на лошадях. Проехать нам предстояло 138 км по оттаявшим полевым дорогам. На постоялых дворах Уфы мы несколько дней искали возчиков. У нас было немало снаряжения: палатки, шанцевый инструмент, комплект ручного бурения. Не всякий возчик соглашался ехать в этакую даль».
Блохин очень тщательно организовал работу геологоразведочной партии: вместе с рабочими бурил шурфы, выбирал точки для новых скважин, вел скрупулезный учет и анализ собранного геологического материала. Он вел геологическое картирование, изучал тектоническую структуру района. В результате Блохин пришел к выводу, что в районе Ишимбаево имеется обширный купол, наиболее благоприятный для скопления нефти, и обосновал места для четырех первых скважин глубокого бурения. 27 октября того же года в Ишимбае была создана контора бурения.
К февралю 1931 года все буровые были построены, началось бурение. Оно шло очень тяжело и несколько раз находилось под угрозой остановки, но благодаря настойчивости Блохина было успешно завершено. 16 мая 1932 года дала промышленную нефть скважина № 702, а 3 июня забил
фонтан из скважины № 703.
Открытие нефти в Ишимбаево стало важнейшим событием и для Башкирии, и для развития нефтяной промышленности страны. Это выдвинуло Блохина в первую шеренгу советских геологов, подняло его научный авторитет. 19 января 1933 года Президиум ЦИК БАССР ходатайствовал о его награждении рденом Ленина. К сожалению, это награждение не состоялось.
Блохин вошел в историю как первооткрыватель башкирской нефти и нефтяных богатств всего Волго-Уральского региона. В 1933 году он назначается помощником начальника объединения «Союзгеоразведка», а в начале 1934 года его утверждают главным инженером – заместителем начальника Главгидрогеодезического управления Наркомтяжпрома СССР. Он становится заместителем директора Геологического института АН СССР. Одновременно до 1935 года Блохин является главным научным советником треста «Востокнефть».
За вклад в геологическую науку Алексею Блохину в 1937 году без защиты диссертации присваивают ученую степень кандидата геологических наук и звание профессора. Он был делегатом ряда международных геологических симпозиумов, членом редколлегии издания «Геология СССР».
Перед войной он назначается главным геологом Управления Наркомата тяжелой промышленности СССР. В 1941 году Блохин - заместитель директора Башкирской нефтяной экспедиции АН СССР. Работа экспедиции дала важные результаты, но тяжелые условия военного времени окончательно подорвали здоровье Алексея Блохина. 6 октября 1942 года он скончался в Ишимбае и был похоронен там же.
Каждый третий советский танк в Великой Отечественной войне заправлялся топливом, полученным из башкирской нефти. Это и стало вкладом геолога Алексея Блохина в Великую Победу.