Новости Башкортостана и Уфы
94.32
+0.25
100.28
+0.34
86.43
-0.86
19+ °C
Облачно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Политика
4 Мая 2010, 17:46

Константин Толкачев: «Мы будем активизировать свое участие в общефедеральном законотворческом процессе»

В последние годы взаимоотношения Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан с Федеральным Собранием Российской Федерации динамично осуществляются на принципе конституционного партнерства. Под ним понимается процесс осуществления конструктивного взаимодействия федерального и регионального уровней государственной власти, обеспечивающего диалектическое единство принципов разделения властей и системы государственной власти в процессе реализации их конституционных полномочий. В нем высшим законодательным органам республик и областей предназначено свое отдельное место и взаимодействие на условиях равенства и учета обоюдных интересов.
В ходе беседы с корреспондентом агентства «Башинформ» Равилем Рамазановым Председатель Госсобрания - Курултая РБ Константин Толкачев ответил на несколько вопросов.
- Скажите, Константин Борисович, действительно ли сегодня взаимоотношения с федеральным законодателем осуществляется на равных?
- Суть истинного федерализма – это, прежде всего, культура компромиссов между центральной властью и регионами, между большими и малочисленными народами, а также между регионами и республиками. Это не только горизонтальное, но и вертикальное выстраивание государства с тонким учетом социально-экономических и культурно-духовных интересов народов. Если в этом взаимодействии достигается гармония, то результатом всегда является всестороннее укрепление государства – как в целом, так и его частей. И наоборот, перекосы в сторону излишней централизации или регионализации ведут к ослаблению государства, не приносят блага и самим регионам.
Все последние годы мы видим, что Федеральное Собрание основывает свою деятельность на принципах федерализма и способствует сбалансированному развитию законодательства субъектов Федерации, оставляя за собой координирующую роль. Хотелось бы подчеркнуть, что в этом процессе Совет Федерации проявляет большую активность, поскольку он, по сути, является собранием представителей всех субъектов России.
- Как реально осуществляется взаимодействие парламента Башкортостана с Федеральным Собранием?
- Подтверждением этого является подписание соглашения Государственного Собрания с Советом Федерации в ноябре 2009 года, что можно рассматривать как важный шаг в конструктивном взаимодействии с Федеральным Собранием. Это значительно расширило возможности интегрирования Республики Башкортостан в федеральные политико-правовые процессы, стало новым этапом создания механизма активного взаимодействия Совета Федерации и законодательных органов государственной власти субъектов России, учета мнений регионов при принятии законодательных решений, более полного обмена опытом по реализации федеральных законов между региональными законодателями.
Надо отметить, что участие депутатов нашего парламента в заседаниях Комитетов, пленарных заседаниях Госдумы и Совета Федерации стало обычным явлением.
Значимым для регионального законодателя является и тот факт, что ежегодный доклад «О состоянии законодательства в Российской Федерации» уделяет внимание и отводит свое место в общефедеральном правовом пространстве и правовому полю субъектов Федерации.
Ответственные задачи выполняет и постоянно действующий Совет законодателей России, куда входят руководители всех законодательных органов субъектов страны. Но, к сожалению, его потенциал по координации законопроектной работы субъектов пока еще не используется полностью. Более полное использование его возможностей позволило бы повысить результативность регионального законодателя в реализации своей компетенции, избежать параллелизма в работе, более точно определять приоритеты динамики общефедерального правового поля, в развитие которого каждый субъект федерации вносит свой неповторимый вклад.
- Как бы Вы охарактеризовали участие нашего парламента в общефедеральном правотворческом процессе?
- Государственное Собрание – Курултай Республики Башкортостан как субъект права законодательной инициативы в Государственной Думе рассматривает эту работу как одну из наиболее важных направлений своей деятельности. Так, в течение прошлого 2009 года нами внесено 11 проектов федеральных законов. Законодательная инициатива парламента «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» была поддержана Федеральным Собранием, и соответствующий закон уже подписан Президентом России. Законопроект о внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О библиотечном деле» принят Государственной Думой в третьем чтении. Работа в этой сфере нашими депутатами ведется постоянно.
- Константин Борисович, расскажите о последних инициативах Государственного Собрания.
- На последнем заседании парламента наши депутаты предложили два проекта федеральных законов – «О внесении изменений в статьи 124 и 165 Семейного кодекса Российской Федерации» и «О внесении изменений в статьи 251 и 54 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Внесение изменений в Семейный кодекс обусловлено обеспечением гарантий соблюдения прав ребенка — гражданина Российской Федерации при его усыновлении (удочерении) иностранными гражданами. Предлагается предусмотреть обязательность соблюдения требований международных договоров о межгосударственном сотрудничестве в области усыновления детей при усыновлении на территории нашей страны иностранными гражданами (лицами без гражданства) детей, являющихся гражданами России.
Рост трагических случаев с усыновленными российскими детьми ставит на повестку дня вопросы по ужесточению порядка усыновления детей. Так, по данным МВД РФ, за период с 1994 по 2004 годы из России на усыновление за границу было вывезено более 45 тысяч детей.
Изменения в данном законе позволят применять меры международно-правового уровня по предоставлению необходимой поддержки ребенку и лицам, которые о нем заботятся, а также по предупреждению, выявлению, сообщению, передаче на рассмотрение, расследованию, лечению в связи со случаями жестокого обращения с ребенком.
Еще одна не менее важная наша инициатива – законопроект по внесению изменений в статьи 251 и 54 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». Концепция регулирования данного закона основана на использовании термина «законы», не разделяя данное общее понятие на виды действующих на территории Российской Федерации нормативных правовых актов данного уровня – федеральные конституционные законы, федеральные законы, конституции (уставы) и законы субъектов Российской Федерации.
Пункт 1 статьи 1 действующего Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» следующим образом определяет предмет надзора органов прокуратуры - надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Правовая формула «законы, действующие на территории Российской Федерации» содержательно воспроизводит положения ряда статей Конституции Российской Федерации (статьи 4, 15, 76), с учетом которых приведенное понятие подразумевает федеральные законы, имеющие согласно части 1 статьи 76 Конституции Российской Федерации прямое действие на всей территории Российской Федерации.
Изучение сложившейся практики прокурорского реагирования, а также инициированных органами прокуратуры судебных процессов по делам, возникающим из публичных правоотношений, показывает, что содержание и исполнение Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предполагает деятельность органов прокуратуры только по надзору за исполнением федеральных законов.
Предлагаемая законопроектом новация расширяет толкование понятия «законы» путем включения в них конституций (уставов) и законов субъектов Российской Федерации. В целом законодательная реализация данных изменений направлена на защиту прав и свобод граждан, обеспечение законности и единства правового пространства на территории Российской Федерации.
Многие возникающие правовые коллизии вызваны наличием части 4 статьи 76 Конституции страны, согласно которой вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.
В то же время в определении места законодательной базы субъектов Федерации в российском законодательстве немало нерешенных вопросов и большая часть из них предопределяется отсутствием в статье 76 Конституции четко очерченных собственных «ниш» для федерального и регионального законодательства, что нередко приводит к возникновению противоречий, существенно затрудняющих правоприменительную практику.
Парламентарии Башкортостана считают, что в обеспечении законности не должна присутствовать какая-либо избирательность или предпочтительность к тому или иному закону. В правовом государстве, которое провозглашается Конституцией РФ, разночтений понятия «закона» не должно быть.
- Можно ли сказать, что наработанный механизм общероссийского правотворческого процесса достаточно результативен? Над чем стоит поработать федеральному и региональному законодателю?
- Думается, что законотворческая сфера нуждается в разработке более эффективных инструментов учета мнений субъектов Российской Федерации. Практика показывает, что из всего массива наших инициатив поддержку Государственной Думы получают лишь отдельные проекты и то в случаях, если они затрагивают вопросы точечной корректировки законодательства.
Требует усовершенствования и порядок внесения законопроектов в Государственную Думу от нескольких субъектов Федерации. Заслуживает интереса предложение о подготовке поправок к законопроектам, принятым в первом чтении, на заседаниях Совета законодателей и его комиссий, что придало бы дополнительный динамизм общефедеральному законодательному процессу. Достойна внимания и идея создания совместной законодательной инициативы усилиями федеральных и региональных органов государственной власти, что позволило бы более точно разграничить полномочия.
Читайте нас: