Новости Башкортостана и Уфы
91.69
-0.36
98.56
-0.08
82.82
-0.85
4+ °C
Облачно
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Политика
3 Марта 2009, 10:09

Муртаза Рахимов: "Основная идея выхода из кризиса - сберечь в стране самое ценное, то есть людские ресурсы и доверие граждан к власти"

Президент Республики Башкортостан Муртаза Рахимов рассказал в интервью агентству "Интерфакс" о мерах, принимаемых в Республике Башкортостан для смягчения последствий мирового экономического кризиса. Ниже приводим текст интервью.
- Муртаза Губайдуллович, заблаговременно созданная в Башкортостане за три года до кризиса "подушка экономической безопасности" позволяет республике смягчать последствия мирового финансового кризиса. По Вашему мнению, насколько долго может хватить этих внутренних ресурсов, и на какие первоочередные цели они направляются и будут направлены? Какую помощь из федерального центра рассчитывает республика получить в течение года, какую уже получила?
- Экономические достижения республики, достигнутые в предкризисный период, позволяют региону относительно безболезненно переживать влияния общемирового кризиса. "Подушка экономической безопасности" в республике создана, по моему мнению, надежная, а по итогам 2008 года по многим макроэкономическим показателям РБ имеет лучшие результаты, чем многие регионы России, и это, конечно, позволило смягчить влияние мирового кризиса на экономику республики.
Безусловно, трудности возникли и в связи с тем, что в трудном положении оказались многие наши зарубежные партнеры. Башкортостан активно сотрудничает с рядом ведущих международных компаний и предприятий, поэтому состояние экономики нашего региона напрямую связано с событиями на мировом рынке. И даже в этой непростой ситуации республика продолжает реализовывать целый ряд инвестиционных проектов. Всего их 70, они касаются разных сфер экономики.
Башкортостан по-прежнему характеризуется как регион с благоприятным инвестиционным климатом. На протяжении ряда лет по объему инвестиций в основной капитал РБ входит в десятку лидеров среди регионов РФ и занимает 2-е место в Приволжском федеральном округе.
Имеющиеся внутренние финансовые ресурсы, мы, безусловно, направляем на поддержание уровня жизни населения, на решение социальных вопросов. Руководством страны поставлена четкая задача - несмотря на экономические трудности не допускать остановки реализации социальных программ.
И я считаю, что в этой, казалось бы, простой формуле как раз и заключается основная идея выхода из кризиса - сберечь в стране самое ценное, то есть людские ресурсы и доверие граждан к власти, не бросив их на произвол судьбы.
Мы уже несколько лет используем механизм резервирования средств для выполнения социальных и инвестиционных обязательств даже при снижении доходной базы бюджета. Так, для финансирования в 2009 году социально значимых статей расходов бюджета Республики Башкортостан сформирован резерв остатков денежных средств на счете по учету средств бюджета, составивший по состоянию на 1 января 2009 года 9,5 млрд рублей. Из них на обеспечение исполнения принятых расходных обязательств планируется направить 6,3 млрд рублей, на исполнение расходных обязательств в случае недостаточности доходов бюджета - 3,2 млрд рублей.
В числе мероприятий, разработанных для минимизации последствий кризиса, предусмотрено и участие республики в реализуемых правительством страны федеральных инвестиционных и социальных программах.
В республике совместно с Фондом содействия реформированию ЖКХ успешно реализуется программа капитального ремонта многоквартирных жилых домов, переселения граждан из аварийного и ветхого жилья. Буквально на днях было подписано соглашение к договору с Фондом ЖКХ, согласно которому в этом году на капремонт жилого фонда наш регион получит 3,2 млрд рублей.
Всего в течение года мы планируем привлечь в республиканский бюджет 11,8 млрд рублей средств федеральной казны. Из них на реализацию переданных республике полномочий РФ - 4,3 млрд рублей, на софинансирование социально значимых расходных обязательств РБ - 3,8 млрд рублей, на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности - 2,1 млрд рублей, иные межбюджетные трансферты - 1,6 млрд рублей. Средства госкорпорации "Фонд содействия реформированию ЖКХ", с учетом объемов, полученных в декабре 2008 года и перешедших на текущий год, планируются в сумме 6 млрд рублей.
Конечно, в условиях финансового кризиса и роста его влияния на экономику Башкортостана требуется мобилизация всех ресурсов - и государственных, и частных.
Однако, учитывая остроту вопроса, принципиальным в вопросах участия государства должна стать не высокая сиюминутная доходность предлагаемых проектов, а возможности технологического прорыва.
- Башкирия в предкризисные годы получила кредиты на достаточно льготных условиях в иностранных банках. Как повлиял мировой финансовый кризис на график погашения этих кредитов? Сумеет ли республика выполнить взятые на себя обязательства в этом аспекте или намерена вести переговоры о реструктуризации? Планируется ли в ближайшие 1-3 года получение следующих иностранных кредитов?
- Осуществление республикой внешних займов началось в 1998 году, когда состоялся выход на международные финансовые рынки. Кредиторами РБ за эти годы выступили крупнейшие международные банки. Условия предоставления кредитов улучшались с каждым годом, что свидетельствует о растущем доверии к республике, имеющей репутацию добросовестного заемщика и надежного делового партнера.
В процессе управления государственным долгом в 2008 году республика должна погасить кредитов на сумму $45 млн.
В целях рефинансирования долга в размере $25 млн, который должен был быть погашен в июне 2008 года, банк Kommunalkredit International Bank Limited предоставил республике кредит на такую же сумму. Учитывая ситуацию на мировых финансовых рынках, считаю, эти условия были очень привлекательными.
Вместе с тем, разработанный в Башкирии механизм использования полученных ранее кредитных ресурсов позволил обеспечить хеджирование валютных рисков, связанных с изменением курса иностранной валюты, возмещение расходов по обслуживанию кредита, а также своевременный возврат оставшейся части задолженности, независимо от возможности дальнейшего рефинансирования. Таким образом, просроченной задолженности по долговым обязательствам республика не допустила, ранее принятые долговые обязательства исполнены в прошлом году в полном объеме и в установленные сроки.
В текущем году мы также планируем привлечь иностранный кредит в сумме $25 млн на рефинансирование имеющегося внешнего долга, соответствующая работа с иностранными банками ведется. Высокие рейтинговые позиции РБ, стабильное социально-экономическое положение, несмотря на влияние мирового финансового кризиса, позволяют нам надеяться на положительное решение иностранных банков. Хотя, конечно же, в новых реалиях процентные ставки будут значительно выше.
- Как, по Вашей оценке - оценке профессионала, сказался кризис на традиционно сильном, одном из лучших в стране башкирском ТЭК и ведущих предприятиях промышленности? Сколько предприятий "заморожено", какие получили господдержку? Каков уровень безработицы и насколько успешны, по Вашей оценке, меры, направленные на поддержку производств и людей в этот сложный период?
- К сожалению, кризисные явления отражаются в первую очередь на деятельности капиталоемких предприятий с продолжительным производственным циклом. К примеру, из 80 крупных и средних промышленных производств, где суммарная среднесписочная численность составляет 116,4 тыс. человек, на 21 предприятии ведется или планируется сокращение персонала, на 5 - ведется прием на работу.
В то же время, с начала 2009 года после вынужденной остановки приступили к работе и работают по полному графику рабочего времени ОАО "НефАЗ", ОАО "Иглинский весовой завод", ОАО "Стерлитамакский станкостроительный завод", ФГУП "УЗМПИ", по графику неполной рабочей недели начали работу в ОАО "Ишимбайский машиностроительный завод" и ряде других.
Несмотря на кризисные явления, относительно стабильно развивается нефтеперерабатывающая промышленность. Индекс промышленного производства в нефтепереработке составил 99,2 процента.
Роль нефтедобычи, нефтепереработки, нефтехимии и химии традиционно высока в экономике республики. Так, в структуре промышленного производства доля добычи полезных ископаемых за 11 месяцев прошлого года составляет 17,7 процента, из них 14,8 процента - добыча топливно-энергетических полезных ископаемых. Нефтеперерабатывающий сектор экономики Башкирии высокотехнологичен: доля производства нефтепродуктов в объеме отгруженной инновационной продукции составляет более трети.
Индекс промышленного производства в добыче топливно- энергетических полезных ископаемых составил 99,9 процента. В условиях резкого падения цен на нефть на мировом и внутреннем рынках это очень хороший показатель, свидетельствующий о широком применении новых технологий на нефтегазовых месторождениях, основная часть которых находится на завершающей стадии разработки, а извлекаемые запасы относятся к категории трудноизвлекаемых.
Несмотря на кризисные явления, по первичной переработке нефти, производству автомобильного бензина, дизельного топлива, спиртов бутиловых и изобутиловых, стальной проволоки, каротажных подъемников, автобетоносмесителей, автобетононасосов республика занимает первое место в России, по производству синтетических смол и пластмасс, осветительных электроламп, металлорежущих станков - второе, производству вертолетов, каустической соды - третье, производству топочного мазута, полиэтилена, синтетических каучуков, троллейбусов - четвертое.
Ряд ведущих нефтехимических производств республики вошли в "список системообразующих предприятий", которым будет оказана государственная поддержка. В так называемый "Список-295" вошли пять республиканских предприятий: ОАО "АНК "Башнефть", ОАО "Башкирэнерго", ОАО "Уфанефтехим", ОАО "Уфимское моторостроительное производственное объединение" и ОАО "Стерлитамакский станкостроительный завод". В более затруднительном положении оказалось ОАО "Салаватнефтеоргсинтез", на котором образовавшийся дефицит оборотных средств привел к снижению объемов производства относительно уровня предыдущего года.
Главная задача работы с такими компаниями - поддержание их устойчивости с использованием не только кредитных инструментов, но и применяя другие меры, такие как государственные гарантии, субсидирование процентных ставок, реструктуризация налоговой задолженности, государственный заказ, таможенно-тарифная политика. Кроме этого, при необходимости будут минимизироваться негативные социально-экономические последствия от прекращения деятельности таких предприятий.
Стоит отметить, что участие РБ в данном списке не ограничено упомянутыми предприятиями. Еще более 30 крупных предприятий республики, входящих в крупные холдинги или являющихся важными поставщиками федеральных предприятий, присутствуют в нем через аффилированные структуры.
Более того, по решению правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики предполагается расширение данного списка до тысячи за счет предприятий, имеющих ключевое значение для регионов. Соответствующие предложения в центр мы уже подготовили. Считаем, что Башкортостан должен быть представлен в списке на должном уровне, соответствующем вкладу республики в экономику России.
- По прогнозу специалистов, в период кризиса ожидается значительное снижение доходов с одновременным повышением расходов субъектов федерации. Как эти прогнозы сбываются в Башкирии, сумеет ли республика остаться, по традиции, в первой десятке регионов-доноров, даже при нарастании экономических трудностей?
- Доходная часть консолидированного бюджета РБ на текущий момент исполняется на уровне соответствующего периода прошлого года. Несмотря на сложности, которые испытывает экономика и финансовая система РФ в целом, мы надеемся, что наработанный в республике экономический потенциал, а также осуществляемые антикризисные меры позволят сохранить ранее занимаемые позиции и обеспечить пополнение доходной части бюджетов в объеме, достаточном для исполнения принятых расходных обязательств.
В целях оперативного выявления проблем и выработки мер по смягчению негативных последствий мирового кризиса еженедельно проводятся мониторинг экономической ситуации в отраслевом и региональном разрезах и мониторинг ситуации, связанной с влиянием кризиса на социально-экономическое положение субъектов РФ.
Постановлением республиканского правительства утвержден комплексный план мероприятий, направленных на поддержку и стабилизацию государственной финансовой системы региона на 2008-2009 годы. Он включает мероприятия по обеспечению поступления доходов в запланированных объемах, оптимизации расходов консолидированного бюджета республики и поддержке банковского сектора.
Считаю, что реализация принятых мер позволит Башкирии оставаться "опорным" регионом России и находиться в первой десятке регионов- доноров даже при нарастании экономических трудностей.
- Муртаза Губайдуллович, в регионе, где одной из приоритетных отраслей является сельское хозяйство, скоро начнутся весенние полевые работы. Как власти планируют поддержать АПК? Реализация каких приоритетных программ в этом направлении, по Вашему мнению, наиболее эффективна в нынешних реалиях и позволит обеспечить продовольственную безопасность республики?
- Продовольственную безопасность Башкортостана труженики АПК гарантируют. В 2008 году, несмотря на все проблемы, возникшие с кризисом, наши сельхозпредприятия и переработчики выработали продукции более чем на 100 миллиардов рублей.
Вот одно из самых свежих решений из разряда антикризисных. Недавно правительство республики для оказания помощи сельчанам, развивающим личные подсобные хозяйства, закупило в Белоруссии 230 тракторов МТЗ с полным комплектом прицепного инвентаря (прицепы, плуги, косилки, пресс-подборщики и т.п.). На эти цели из бюджета было выделено 200 млн рублей. Техника будет передаваться сельчанам, развивающим ЛПХ, на условиях финансовой аренды (лизинга). Причем стоимость предмета лизинга для этих сельчан составит всего 40 процентов от цены приобретения техники. То есть около 60% стоимости сельчанам будут компенсироваться за счет регионального бюджета.
Самая главная задача, над которой работает АПК республики - это чтобы продовольственные потребности региона полностью закрывались за счет собственных ресурсов. Конечно, мы закупаем продовольствие и в соседних регионах и вывозим свою продукцию во многие субъекты России.
Но, тем не менее, приоритет отдаем местным товаропроизводителям, продукция которых обходится дешевле и в ее качестве мы полностью уверены.
В нынешнем году хозяйствам республики предстоит провести яровой сев на площади около 2 млн га, в том числе яровых зерновых и зернобобовых культур - 1,3 млн га, сахарной свеклы - более 70 тыс. га, подсолнечника на маслосемена - 110 тыс. га, рапса ярового - 44 тыс. га. Семян в достатке, сельхозпредприятиям выделены авансы на проведение весенних полевых работ, общая сумма - 230 млн рублей. Кроме того, на удешевление средств химизации из бюджета выделено более 230 млн рублей.
Башкирский региональный филиал Россельхозбанка тоже планирует выделить на весенние полевые работы кредитов сельчанам на общую сумму в 2,2 млрд рублей, в том числе на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования - 804 млн рублей. Парк машин, которые примут участие в полевых работах 2009 года, увеличится по сравнению с прошедшим годом на 815 единиц.
- Что Вы считаете наиболее важным достижением в своей деятельности на посту президента Башкирии?
- Мне, кстати, в последнее время вопрос, как вы говорите о достижениях, задают часто. А я считаю, что сейчас не время обсуждать свои достижения. Все мы с вами оказались в ситуации, когда нужно работать еще активнее, принимать самые оперативные и порой нестандартные решения, а не итоги подводить. Сегодня каждое сохраненное рабочее место - достижение, каждый сэкономленный для зарплаты бюджетникам рубль - успех.
Читайте нас: