- В эпоху бурных перемен Конституция заложила легитимную
основу для становления республики как правового государства,
экономически развитого и политически стабильного региона России.
Она была и остается фундаментом и важнейшим символом нашей политико-
правовой системы, отражает исторический путь и достижения
народов Башкортостана, - отметил Президент Башкортостана Муртаза
Рахимов, выступая сегодня на торжественном собрании в Уфе,
посвященном 15-летию Конституции Республики Башкортостан.
Башкортостан одним из первых регионов в постсоветской
России закрепил принципы народовластия, демократического
правового и социального государства, определил вектор
становления социально ориентированной рыночной экономики.
Впервые республика получила не декларативную, а эффективно
работающую Конституцию, подчеркнул Муртаза Рахимов. Предоставление
широких прав и свобод в повседневной жизни стало инструментом
формирования полноценного гражданского общества. Основной Закон
республики обеспечил общественное согласие, взаимодействие и
баланс всех институтов государственной власти.
- Можно сказать с уверенностью, что все конституционные
механизмы работают в полную силу, - заметил Президент республики. -
В то же время, отдельные их составляющие до сих пор не наполнены
конкретным содержанием или еще не нашли должной реализации.
Работа над Конституцией должна продолжаться, прежде всего, в плане
развития ее положений в соответствующих законах.
Муртаза Рахимов отметил, что у Башкортостана было
немало уникальных, опережающих законов, особенно по социальным
вопросам, поддержке материнства и детства, защите социально
уязвимых слоев населения, по борьбе с коррупцией, которые принимались
в связи с тем, что федеральный законодатель явно запаздывал в
этой сфере. По мнению Президента республики, и до сих пор ситуация
меняется медленно: при подготовке законопроектов Госдумой
учитывается не более семи процентов предложений регионов.
Из-за отсутствия четкой регламентации не находят
применения предусмотренные российской Конституцией согласительные
процедуры для разрешения разногласий между органами государственной
власти Федерации и ее субъектов, нарушаются и предусмотренные нормы
согласования решений. Почти крамольным стал вопрос о договорной
практике, хотя в статье 11 Конституции страны установлено, что
"разграничение предметов ведения и полномочий между органами
государственной власти Российской Федерации и органами государственной
власти субъектов Российской Федерации осуществляется настоящей Конституцией,
Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и
полномочий". Муртаза Рахимов напомнил о предметах совместного
ведения, подробный перечень которых дан в 72-й статье Основного
Закона страны, таких как вопросы владения, пользования и распоряжения
землей, недрами, водными и другими природными ресурсами;
природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение
экологической безопасности; установление общих принципов
налогообложения и сборов в Российской Федерации и других, и
заметил, что по большинству этих вопросов, включая кадровые,
центральные министерства и ведомства в последние годы мало
считаются с прерогативами субъектов Федерации, вопреки Основному
Закону относят их фактически к своим предметам ведения и полномочиям.
- Как будто между нами разница не только в два часа по времени,
но и еще по тексту Основного Закона Российской Федерации, - заметил
Президент Башкортостана.
По его мнению, положение дел с соблюдением конституционных прав и
свобод заслуживает особого внимания. Многие из них пока не
подкреплены гарантиями реальной государственной и, в первую очередь,
судебной защиты, ответственностью за их нарушения.
Муртаза Рахимов выразил серьезную озабоченность по поводу
изменения государственного образовательного стандарта, которые,
по сути, означают отказ от регионального компонента. Что идет вразрез
с 68-й статьей Конституции, в которой записано: "Российская Федерация
гарантирует всем ее народам право на сохранение родного
языка, создание условий для его изучения и развития".
В национальных регионах проводится огромная позитивная работа
по сохранению и развитию культур и языков российских народов,
отметил Муртаза Рахимов. К примеру, если в 90-х годах в школах
Башкортостана изучалось 7 родных языков, то теперь 14 языков
изучаются как предмет, а на 6-ти из них ведется обучение. Сегодня
три четверти всех учащихся нерусской национальности изучают родной
язык. Учителей для таких школ готовят пять вузов и 12 педагогических
колледжей.
- Убежден, наша система национального образования эффективна и
во многом уникальна, - подчеркнул Президент республики. - Она выдержала
испытание временем, и ее следует беречь!
Среди других не до конца решенных вопросов, Муртаза Рахимов
акцентировал внимание на отсутствии единой системы федеральных и
региональных органов исполнительной власти, как того требует
Основной Закон страны в 77-й статье; неразработанности схемы
оптимального размещения в регионах и округах территориальных
органов федеральных органов, количество и штаты которых чрезмерно
велики; отсутствии должного, соответствующего Конституции,
бюджетного федерализма.
- Действующие бюджетное и налоговое законодательство до сих
пор не позволяют справедливо распределять поступления в бюджеты всех
уровней бюджетной системы Федерации, - считает Президент республики. -
По этой причине подавляющее большинство муниципальных образований,
особенно сельских и городских поселений, дотационные. Они вынуждены
заниматься не решением вопросов местного значения, как следовало бы,
а изысканием источников для поддержания минимальной обеспеченности
ресурсами. Тем самым нарушаются конституционные принципы местного
самоуправления. В Послании Президента страны отмечается, что
государственная политика в данной сфере осуществлялась
путем "проб и ошибок". Полагаю, что сложившаяся ситуация
не должна оставаться без внимания!
Подводя итоги развития Башкортостана за 15 лет, прошедшие
со времени принятия Конституции республики, Муртаза Рахимов напомнил,
что в недалеком прошлом Башкортостан, опережая 12 союзных республик по
объему производимой продукции, шел на последних, 70-80-х местах
по развитию социальной сферы.
- Именно здесь мы с вами сделали поистине исторический рывок, -
отметил он. - Изменилось само качество жизни людей - достаточно
посмотреть на архитектуру городов и сел, на состояние дорог и потоки
машин, на массивы новых домов, обеспеченность промышленными и
продовольственными товарами. Мы с вами фактическим уже живем совсем
в другом обществе, в другой республике! Нашим главным достижением
я считаю то, что у нас построено социальное государство, с крепкой
социальной политикой.
Автор: Марина Шумилова