Новости Башкортостана и Уфы
92.05
+0.27
98.64
+0.62
84.01
+0.34
4+ °C
Дождь
Идеи - в делоВремя наукиНедвижимость
Все новости
Политика
1 Декабря 2008, 16:36

Как принималась Конституция Российской Федерации

Совсем немного остается до знаменательного дня в истории нашей страны. 12 декабря исполняется 15 лет с того дня, когда была принята Конституция Российской Федерации - Основной закон нашего государства.Вспомним ситуацию, в которой принималась Конституция - жаркие споры в российском парламенте...

Совсем немного остается до знаменательного дня в истории нашей страны. 12 декабря исполняется 15 лет с того дня, когда была принята Конституция Российской Федерации - Основной закон нашего государства.
Вспомним ситуацию, в которой принималась Конституция - жаркие споры в российском парламенте, разноречивые взгляды, которые, казалось, невозможно привести к консенсусу, единой точке зрения, которая бы удовлетворяла разные стороны. К этому следует добавить неопределенность будущего устройства страны. Напомним, что Федеративный договор 1992 года не был подписан представителями Татарстана и Чечни. Башкортостан согласился подписать договор только со специальным приложением, учитывающим особенности нашей республики. Трудно было сказать, по какому пути пойдет страна: в направлении строительства унитарного государства с управлением из единого центра - Москвы, или все-таки по пути совершенствования федеративных отношений.
Многие считали, что наша страна, имея бесценный опыт многолетнего совместного проживания представителей десятков народов сначала в условиях царской России, затем Советского Союза, не имеет права разбрасываться своими традициями. Кто-то ратовал за возврат к монархии. Немало было желающих вновь воссоздать СССР. Все шло к тому, что страна вновь, как и в 1917 году, могла разделиться на два лагеря. Никто не мог гарантировать, что не случится гражданской войны или межнациональных столкновений.
Некоторые парламентарии, народные депутаты Верховного Совета России ратовали за внесение поправок в Конституцию, иные грудью стояли за сохранение основных положений Конституции бывшего СССР.
Не случайно, что большинство копий ломалось именно вокруг Конституции. Действительно, Конституция - это акт долговременного действия, юридическим свойством которого является стабильность, т.е. устойчивость его содержания. Стабильность Конституции - важнейшее условие устойчивости режима законности, организации и осуществления государственной власти, отношений между личностью, обществом и государством. Однако стабильность Конституции не означает ее абсолютной неизменяемости. Общественные отношения, составлявшие в момент принятия Конституции предмет ее регулирования, развиваются, изменяются социальные, экономические и политические условия, в которых она действует. Все это требует периодического приведения конституционных предписаний в соответствие с происходящими изменениями. В противном случае Конституция рискует превратиться в исторический документ, утративший нормативный характер и имеющий мало общего с реальной действительностью. Но вместе с тем, частичный или полный пересмотр действующей Конституции может быть оправдан только в том случае, если изменения общественных отношений, составляющих ее содержание, носят действительно существенный характер. Иначе Конституция теряет свою стабильность, как это произошло с Конституцией Российской Федерации 1978 года, в которую за период 1991-1993 гг. было внесено более 300 поправок.
Следует отдать должное принципиальной позиции Президента Республики Башкортостан Муртазы Губайдулловича Рахимова, который всегда был сторонником подлинного федерализма и дальнейшего развития федеративных отношений, выступая за расширение прав и полномочий регионов. Добрых слов и признательности заслуживают и представители Башкортостана в тогдашнем парламенте страны - Верховном Совете Российской Федерации. Депутаты от нашей республики твердо стояли на федералистских позициях и использовали любую возможность, чтобы защитить свою позицию с парламентской трибуны. Одним из самых ярких и активных депутатов был Исмагил Габитов, работавший тогда министром сельского хозяйства и продовольствия республики.
Чтобы сделать небольшой экскурс в те давние года приведем выступление на Шестом съезде народных депутатов Российской Федерации народного депутата от Башкортостана Исмагила Ахмадулловича Габитова. Оно прозвучало на двадцать третьем заседании съезда 18 апреля 1992 года в Большом Кремлевском дворце.
Габитов И.А., Кумертауский территориальный избирательный округ, Республика Башкортостан:
"Уважаемый Президиум! Уважаемые народные депутаты! Позвольте мне в связи с обсуждением проекта новой Конституции остановиться на вопросах федеративного устройства. Все мы можем понять, почему сегодня на первый план выдвинута проблема Конституции Российской Федерации. В то же время мы должны понять и то, что официальный проект Конституции, предложенный Съезду народных депутатов, во многом не отвечает достигнутому уровню отношений республик с Российской Федерацией. Прежде всего проект этот не учитывает подписанный 31 марта Федеративный договор с суверенными республиками России.
Значение этого договора выходит далеко за пределы разграничения полномочий. Основной его смысл состоит в том, что он означает признание договорной природы Российской Федерации. Это, на наш взгляд, самое главное, что вытекает из акта его подписания и одобрения его Съездом народных депутатов Российской Федерации.
Исключительно важно также, что Федеративный договор признает декларации о государственном суверенитете республик в составе Российской Федерации, определяет эти республики как суверенные государства и исходит из того, что республики сами делегируют полномочия Российской Федерации.
По нашему мнению, Федеративный договор первичен, поскольку не может быть никем изменен или дополнен без согласия самих республик. Все эти принципиально важные положения необходимо четко закрепить в будущей Конституции Российской Федерации. Однако они никак не отражены в проекте.
Кое-кто хотел бы забыть историю двух последних лет. В частности, историю создания Федеративного договора.
Еще на первом Съезде народных депутатов РСФСР в мае 1990 года было заявлено о необходимости заключения Федеративного договора.
Год назад третий Съезд народных депутатов РСФСР 5 апреля и Верховный Совет РСФСР 16 мая 1991 года приняли постановления, в которых предлагалось представить в ближайшее время проект Федеративного договора на подпись субъектам федерации. Выполнение этих поручений затянулось на год. И только после настойчивых попыток ряда республик начать самостоятельный договорный процесс с центром руководство России в конце февраля вновь заговорило о Федеративном договоре, увидев в нем единственную возможность спасти Россию от развала, согласилось на включение его в будущую Конституцию России в качестве самостоятельной составной ее части.
До самого последнего времени предпринимались попытки низвести суверенные республики в составе Российской Федерации до положения областной автономии, закрыть им перспективу развития в качестве самостоятельных государств, лишить их всего достигнутого за последние годы в деле укрепления своего статуса. Недалеко ушел от этих попыток и предложенный проект новой Конституции Российской Федерации.
Мы считаем, что проект подготовлен с позиций открытого непризнания республик в составе России государствами вообще, кстати, вопреки действующей Конституции РСФСР. В официальном проекте нет и намека на то, что новая Российская Федерация является договорной федерацией. Разве это можно чем-либо оправдать после подписания и одобрения Федеративного договора? Не говорю уже о том, что при подписании этого договора некоторые республики зафиксировали свои дополнительные права, со многими из которых руководство России согласилось. Это тоже, очевидно, должно быть учтено в будущей Конституции России.
26 февраля 1992 года Верховный Совет Республики Башкортостан на своей сессии внимательно рассмотрел проект Конституции Российской Федерации. Верховный Совет нашей республики считает, что проект новой Конституции содержит ряд разделов, вызывающих самые серьезные замечания. Мы не скрываем своих разногласий с группой, подготовившей официальный проект новой Конституции России. Вот эти разногласия: мы - за суверенную Республику Башкортостан и хотим, чтобы в качестве таковой она была признана всеми. Разработчики проекта и слышать не хотят о суверенитете республик в составе Российской Федерации. Мы за то, чтобы к Башкирии относились как к нормальному государству. Разработчики же стесняются в своем проекте даже назвать наши республики государствами. Мы за реальные, взаимовыгодные двусторонние договорные отношения с Российской Федерацией. Разработчики же, конечно, против двусторонних договоров в России. Они за определение в законах центра правового статуса нашей республики. Мы за договорную федерацию. Разработчики фактически за административную федерацию, являющуюся на деле унитарным государством. Мы за добровольную передачу части своих прав центру. Разработчики за определение наших прав сверху. Мы за поступательное развитие республик. Разработчики проекта фактически намерены отобрать у республик не только то, что они приобрели за последние 2-3 года, но и то, что давали им предыдущие конституции.
По мнению Верховного Совета нашей республики, в проекте новой Конституции Российской Федерации, по сути дела, игнорируется Декларация о государственном суверенитете Республики Башкортостан, и поэтому нынешняя редакция проекта новой Конституции Российской Федерации требует серьезной доработки.
Какой же выход из положения мы предлагаем? Необходимо продолжить работу над проектом Конституции. При этом следует признать, что в составе Российской Федерации впредь будут суверенные демократические государства, отношения которых с центром будут определяться как Федеративным договором, так и двусторонними договорами и соглашениями. Такое признание, конечно, потребует серьезного пересмотра всего текста проекта Конституции, предложенного Съезду. Спасибо за внимание".
Сегодня Исмагил Габитов, как всегда, бодр и активен. Является руководителем исполкома республиканского отделения Всероссийской партии "Единая Россия". На вопрос агентства "Башинформ" о событиях тех лет, Исмагил Ахмадуллович ответил:
- Я прекрасно помню то бурное и интересное время. Мне пришлось выступать на восьми съездах народных депутатов России по вопросу обсуждения проекта будущей Конституции Российской Федерации и других самых насущных вопросов государственного устройства страны. Я как был, так и остаюсь твердым сторонником федерализма и договорных отношений субъектов Федерации с Федеральным центром. Спасибо, что вспомнили про мое выступление 16-летней давности. Я и сегодня готов подписаться под каждым его словом.
Автор: Равиль Рамазанов
Читайте нас: