31 октября Башкирская академия государственной службы и
управления при Президенте РБ и Союз предпринимателей Зауралья РБ
проводят в Уфе всероссийскую научно-практическую конференцию
"Федерализм как ресурс развития российской государственности
XXI века". Ожидается, что в конференции примут участие представители
многих российских регионов. Интерес, проявленный к этому научному
форуму, значителен. В преддверии конференции свой взгляд
на актуальность ее тематики агентству "Башинформ" высказал
проректор БАГСУ по научной работе, доктор философских наук
Юрий Дорожкин.
- Юрий Николаевич, сейчас как-то не принято говорить о
федерализме, а тем более посвящать этой теме научные конференции.
Чем объяснить выбор такой темы для нынешнего научного форума в Уфе?
- Начнем с того, что состояние и перспективы развития
федеративных отношений - тема для нашего научного сообщества
изначально и всегда актуальная. А как же иначе, если мы живем в
самом большом по числу своих субъектов федеративном государстве,
которое не знает себе равных по территории и своеобразию современного
развития.
Хотелось бы напомнить, что федерализм - это такая форма
государственного устройства, при которой происходит объединение
государств (государственных образований), сохраняющих высокую
политико-правовую самостоятельность и имеющих собственное
административно-территориальное деление. Демократизм
федеративного устройства состоит, прежде всего, в том, что субъекты
федерации не утрачивают своей государственности. При наличии верховной
федеральной власти, единого центрального правительства составляющие
федерацию ее субъекты получают право, с одной стороны, на самоуправление, с
другой - на соучастие в общем конституционном управлении
федеративным образованием в целом. При этом центральная власть имеет
прямой выход на граждан страны и верховенство в сферах, отнесенных к ее
компетенции. В федеративном государстве разделена власть по управлению, но
не высшая власть. Подлинный суверенитет принадлежит только федерации. В
этом отличие последней от конфедерации.
Демократизм федерации проявляется в том, что она - децентрализованное
государство, где полномочия федеральной власти и власти субъектов
федерации разграничены "по вертикали", и федеральная власть не вправе
вмешиваться в сферу компетенции региональных органов. Центр и регионы
принимают окончательные решения по определенному кругу вопросов.
Кстати, один из объективных показателей децентрализации власти в
федерации - доля налогов, собираемых центральным правительством в
общем объеме государственного налогообложения. По мнению
специалистов, средний уровень централизации в унитарных государствах
составляет чуть более 80 процентов, а в федерациях - около 60 процентов.
Наконец, демократизм федерации гарантируется не только системой
разделения полномочий, компетенции, их взаимным общим балансом,
согласованностью действий, взаимной поддержкой в укреплении общей
государственности, но и надлежащим контролем, созданием механизма
разрешения конфликтов в отношениях федеральной и региональной властей.
Таким механизмом, как правило, является Конституционной суд, решения
которого окончательны, не подлежат обжалованию, действуют непосредственно
и не требуют подтверждения другими органами и должностными лицами.
Демократический федерализм требует достаточной культуры
сотрудничества федеральной и региональной властей, позволяющего им
объединенными усилиями добиваться общих целей.
- Какой вам видится оптимальная модель демократической федерации?
- Никто не сможет дать четкого ответа на этот вопрос. Как
показывает мировой опыт, нет абсолютно одинаковых федераций,
в каждой из них достигнуто свое соотношение соучастия во власти
и ее разделения. Да и федерализм не является какой-то застывшей,
завершенной формой государственного устройства. Органическое свойство
федерализма - гибкость, приспособляемость к постоянно меняющимся
общественным реалиям.
Поэтому при всей специфике нет нужды драматизировать сегодняшнее
состояние российского федерализма. Ибо не было, нет и не будет двух
одинаковых федераций в мире: каждая имеет свои особенности и уникальные
черты, предопределенные многочисленными национально-историческими,
социально-экономическими, политическими и иными факторами и
обстоятельствами. Кроме того, многие федерации - это развивающиеся
организмы. Наконец, любая федерация - это результат, как правило,
социально-политического компромисса в обществе и политической системе
в момент создания, а часто и в критические эпохи развития федерации.
Отсюда ее порой глубокое своеобразие и неповторимость профиля.
Видимо, Россия будет искать собственную конфигурацию
своего федеративного устройства - с учетом ее истории и современных
политических, социально-экономических, национально-этнических и иных
реалий. В связи с этим не исключено, что базовое разделение полномочий
между центром и субъектами Российской Федерации, которое установлено
Конституцией страны и соответствующими законами, будет дополняться и
двусторонними договорами относительно устройства региональной власти
и объема передаваемых регионам полномочий.