Уфимский двигатель времен Великой Отечественной войны
занял место в музее истории УМПО
Двигатель М-105, выпущенный в годы Великой Отечественной
войны на Уфимском моторном заводе N 26 (сейчас это ОАО "УМПО"),
на днях занял почетное место в музее истории предприятия.
Когда-то уфимские моторостроители изготавливали для него детали,
собирали мотор, а нынешние заводчане отреставрировали,
спро...
Двигатель М-105, выпущенный в годы Великой Отечественной
войны на Уфимском моторном заводе N 26 (сейчас это ОАО "УМПО"),
на днях занял почетное место в музее истории предприятия.
Когда-то уфимские моторостроители изготавливали для него детали,
собирали мотор, а нынешние заводчане отреставрировали,
спроектировали и изготовили специально для него подставку и
бережно установили в ряду других экспонатов. Об этом сообщает
управление по связям с общественностью ОАО "УМПО".
Двигатель был найден нашими земляками-поисковиками весной
этого года, причем, накануне Дня Победы, в местах сражений
Великой Отечественной. На каком именно самолете был установлен
уфимский мотор и кто его пилотировал, можно будет сказать
только после подтверждения документами Центрального архива
Министерства обороны Российской Федерации и Центрального
государственного исторического архива Республики Башкортостан.
Но уже сейчас ясно, что снаряд попал прямо в двигатель и пробил
блок цилиндров, разбив один из них полностью и разворотив
расположенные рядом.
- Мы проводили поисковую разведку в лесах Тоснинского
района, на границе Ленинградской и Новгородской областей, -
рассказал руководитель Фонда поисковых отрядов РБ подполковник
Ильдар Бикбаев.- И увидели торчащие из болота металлические
предметы. Находка оказалась ценной - найдены части сбитого
боевого самолета. Труднее всего было вытаскивать из топи мотор
весом 580 килограммов. Справились благодаря помощи руководства
Уфимского моторостроительного производственного объединения:
наняли тягач, автокран и транспорт для доставки в Уфу.
- Заводчане многое сделали для Победы, - говорит директор
музея УМПО Вера Зесли. - Эти моторы конструкции Владимира
Яковлевича Климова выпускались в различных модификациях.
Например, на М-105П устанавливалось вооружение, пулемет-пушка,
а в конструкции двигателей, содержащих в своем обозначении букву
"Р", это не предусматривалось. Наши моторы применялись на 36-ти
различных самолетах: ближних, дальних и пикирующих бомбардировщиках,
штурмовиках, истребителях, морских разведчиках. Их производили
в разных концах Советского Союза: в Воронеже, Омске, Казани,
Новосибирске, Тбилиси и других городах. Для нас новый экспонат
представляет особую ценность, потому что он напоминает о
самоотверженном труде уфимских моторостроителей в годы
военного лихолетья.
Автор: Любовь Колоколова