120 лет назад началось регулярное железнодорожное сообщение
на территории Республики Башкортостан (бывшей Уфимской губернии),
Открылось оно 8 сентября 1888 года с вводом в действие
железнодорожной линии от станции Кинель до станции Уфа.
"В этот день к вновь построенному железнодорожному мосту
через реку Белую подошел небольшой состав - паровоз и три вагона,
торжественно была разрезана шелковая лента, и поезд пошел к
уфимскому вокзалу. Свершилось вековое событие - открытие
Самаро-Уфимского железнодорожного пути, первого участка
Сибирской железнодорожной линии, имеющего большое значение
для будущей судьбы города", - писала в те дни газета "Уфимские
губернские новости".
Строительство Самаро-Златоустовской железной дороги сыграло
огромную роль в подъеме экономической и культурной жизни Уфы.
Общественность города, городское управление более десяти лет
добивалось проведения Сибирской железной дороги через Уфу.
9 января 1885 года правительство утвердило проект железной
дороги Самара - Уфа - Златоуст - Челябинск - Екатеринбург.
23 октября 1885 года начались строительные работы на
Самаро-Уфимском участке дороги. Торжественная закладка вокзала
и других железнодорожных сооружений в Уфе состоялась 26 апреля
1886 года. Строительство велось высокими темпами.
Движение на Самаро-Уфимском участке началось с того, что
строители передали железнодорожникам мост через реку Белую.
А ровно через два года, 8 сентября 1890 года, были приняты в
эксплуатацию Уфимско-Златоустовский участок дороги и мост через
реку Уфу. На сооружении Уфимско-Златоустовского участка
дороги инженером-изыскателем работал известный писатель Николай
Гарин-Михайловский. В своих произведениях (заключительная часть
тетралогии "Инженеры", рассказ "Вариант" и другие) он отразил
эпизоды изыскательской работы, использовал полученный на
строительстве дороги опыт, неоднократно бывал в Уфе по делам службы.
В августе 1888 года в Уфе вступили в строй главные
мастерские Самаро-Златоустовской железной дороги (ныне Уфимский
тепловозоремонтный завод) и депо. Мастерские состояли из трех
отдельных зданий, в которых размещалось пять цехов и четыре
отделения. В 1889 году в них трудилось 167 рабочих, в дальнейшем
их число резко возросло. В 1890 году мастерские были оснащены
передовой по тому времени техникой и производили работы по
капитальному ремонту и сборке паровозов, вагонов и котлов.
Через два года, 8 сентября 1890 года, к Самаро-Уфимской
дороге был присоединен вновь построенный участок Уфа - Златоуст,
дорога стала именоваться Самаро-Златоустовской. Управление
Самаро-Златоустовской железной дороги до 1 января 1893 года
располагалось в Уфе.
На протяжении десяти лет прошлого столетия - с 1949 по
1959 годы - в городе находилось управление Уфимской железной
дороги. В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР
от 13 июля 1959 года Куйбышевская, Уфимская и Оренбургская
железные дороги были объединены в Куйбышевскую железную дорогу
с центром в городе Куйбышеве. В это время было образовано и
Башкирское отделение Куйбышевской железной дороги. Для Башкирии,
расположенной в центре Евразийского континента, имеющей
богатейшие природные ресурсы, развитую промышленность и
сельское хозяйство, железные дороги с 1888 года и по сей день -
главные транспортные артерии. Именно железнодорожный транспорт
обеспечивает основную часть внутренних и внешних связей
Башкортостана.
Добавим, что Башкирское отделение - структурное подразделение
Куйбышевской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные
дороги". Оно одно из крупнейших в сети железных дорог России.
Географическое положение отделения определяет его характерную
особенность: сочетание транзитных грузопотоков с местными
перевозками. В границах Башкирского отделения дороги проходит
часть Транссибирской магистрали от станции Абдулино в Оренбургской
области до станции Кропачево в Челябинской области. Внутри
отделения имеются железнодорожные линии Дема - Тюльган с выходом
на Оренбург, Южный обход города Уфы от станции Дема - Южный
парк до станции Иглино, уникальный по своей специфике и значению
Бензино-Черниковский узел (входящие в его состав станции
Черниковка, Бензин, Черниковка-Восточная, Загородная, Ново-Уфимская,
Лощинная обслуживают вывоз продукции нефтеперерабатывающих и
нефтехимических предприятий, расположенных в черте Уфы). Далее -
линии Карламан - Белорецк с выходом на Магнитогорск и Чишмы - Туймазы
на границе с Республикой Татарстан.
Как сообщает пресс-секретарь Башкирского отделения
Куйбышевской железной дороги Сергей Спатар, в структуре грузовых
перевозок более половины приходится на нефть и нефтепродукты,
около 30 процентов - на строительные материалы и цемент, десятую
часть составляют продукция химической промышленности, сода и
минеральные удобрения. Перевозятся также лес и пиломатериалы,
уголь, зерно и продукты его переработки.
Развернутая длина железнодорожных путей в Башкирском
отделении дороги составляет 3 066 километров, из них 1 976,2
километра главных путей, 836,2 километра эксплуатационной
длины железнодорожных путей электрифицировано.
На территории Башкирского отделения расположены три
локомотивных и одно мотор-вагонное депо, обеспечивающие эксплуатацию
и ремонт электровозов, тепловозов, электро- и дизель-поездов,
два депо по ремонту и техническому обслуживанию грузовых
вагонов, пассажирское эксплуатационное вагонное депо, семь
дистанций пути, три путевые машинные станции, четыре дистанции
сигнализации, централизации и блокировки, региональный центр
связи, три дистанции электроснабжения и ряд других предприятий.
В состав Башкирского отделения входит 78 железнодорожных
станций, 34 станции открыты для грузовых операций. Ежегодно
башкирскими железнодорожниками перевозится свыше 30 миллионов
тонн грузов.
Автор: Любовь Колоколова