Все новости
Политика
5 Декабря 2007, 17:14

Песни великого сэсэна Айдара Баика живут в душе башкирского народа

Правительством РБ принято Постановление о проведении ряда мероприятий, связанных с пропагандой имени и творческого наследия великого сэсэна башкирского народа Айдара Баика.Этот человек прожил большую и насыщенную историческими событиями жизнь. Родился в деревне Махмутово Мурзаларской волости Златоустовского уезда Уфимской губернии, ныне...

Правительством РБ принято Постановление о проведении ряда мероприятий, связанных с пропагандой имени и творческого наследия великого сэсэна башкирского народа Айдара Баика.
Этот человек прожил большую и насыщенную историческими событиями жизнь. Родился в деревне Махмутово Мурзаларской волости Златоустовского уезда Уфимской губернии, ныне это Салаватский район. То есть в тех же местах, где сделал первые шаги по земле Салават Юлаев, которого он хорошо знал. Сын тархана Байназара Айдар Баик принимал участие в башкирских восстаниях 30-х и 50-х годов XVIII века. От преследований царских карателей бежал в казахские степи, где долго скрывался. Но к началу Крестьянской войны вернулся на родину. Разъезжая по аулам, он выступал со своими песнями, в которых зажигательным поэтическим словом призывал земляков примкнуть к повстанцам, к их предводителям Емельяну Пугачеву и Салавату Юлаеву. Дожил сэсэн и до Отечественной войны 1812 года. И снова звучали его песни, его пламенные стихи. Теперь он напутствовал полки башкирских батыров, отправлявшихся на поля сражений с армией Наполеона. А когда те вернулись после окончания войны, встретил победителей песней, прославляющей их подвиг.
Из дошедшего до нас его поэтического наследия наиболее известны "Айтыш (состязание) Баик-сэсэна с казахским акыном Бухаром", "Обращение Баик-сэсэна к батыру Салавату", "Если ты егет", поэтическое обращение "К башкирским воинам-защитникам", "Песня Баик-сэсэна".
Отдельно стоит сказать о танце "Баик", который тоже связывают с именем этого сэсэна. Сначала он исполнялся вместе с его песней. Но затем танец выделился в самостоятельный жанр, утратив связь с соответствующим текстом. Исполняют его обычно пожилые мужчины, а если танцуют молодые, то стараются воспроизвести движения и манеры уже достаточно долго пожившего и немало повидавшего на своем веку человека, не утратившего с годами живости, энергии, оптимизма. А самое главное - исполнителю должно быть присуще чувство юмора, то есть одно из основных качеств легендарного Баика.
В принятом постановлении Министерству культуры и национальной политики РБ предлагается в 2009 году провести совместно с Салаватским районом фольклорный праздник "Баик йыйыны", а Академии наук РБ - научно-практическую конференцию, посвященную изучению наследия Айдара Баика. Рекомендовано администрации Салаватского района внести предложение о присвоении имени народного сэсэна одной из средних общеобразовательных школ района.
Администрациям муниципальных районов и городских округов республики совместно с Министерством культуры и национальной политики, Министерству образования и Союзу писателей РБ предложено проводить в образовательных учреждениях и учреждениях культуры конференции, тематические вечера и выставки, посвященные творчеству Айдара Баика и других башкирских сэсэнов. Комиссии по книгоизданию при Правительстве РБ поручено рассмотреть вопрос об издании книги о его жизни, творчестве и родословной.
Управление по делам печати, издательства и полиграфии при Правительстве РБ, государственное унитарное предприятие "Телерадиовещательная компания "Башкортостан" должны обеспечить освещение жизни и творческого наследия Айдара Баика в средствах массовой информации. Автор: Александр Зиновьев