Существуют различные гипотезы происхождения
башкирского народа. В литературе широко представлена
угорская (или угро-мадъярская) гипотеза, основанная на идее
существования башкиро-мадъярской этнической и культурно-языковой
общности в эпоху средневековья.
Письменные источники IX-XI веков нашей эры, свидетельствующие о
тюркоязычности башкир в совокупности с историко-лингвистическими
исследованиями, позволили выдвинуть тюркскую теорию башкирского этногенеза.
Учитывая участие в этногенезе башкир тюркского и
угорского компонентов, сформировалась так называемая
промежуточная теория. Об этом говорил на научно-практической
конференции "Гуманитарные науки в Башкортостане:
история и современность", проходящей в Уфе, заведующий отделом
этнологии Института истории, языка и литературе, кадидат исторических
наук Ринат Юсупов.
Анализируя древний этногенетический пласт в регионе,
документированного в письменных источниках,
археологических материалах, топонимии и фольклоре, Ринат Юсупов
отметил древнейшую индоиранскую платформу древнего
населения не только Южного Урала, но многих народов
Евразийского континента. Предполагается, что в эпоху раннего
железа индоиранские по языку кочевники создали ту
этногенетическую основу, на которой происходило
формирование древнего населения Южного Урала, а
впоследствии башкирского народа. Это
позволяет говорить о местных корнях некоторых древнейших
родоплеменных групп башкир в регионе, которые не
подверглись коренным изменениям, а лишь модифицировались в
ходе их исторического развития.
Напротив, миграционная теория выносит генетические
истоки башкир за пределы Южного Урала. Предполагается, что
заселение края предками башкир происходило поэтапно в
течение длительного времени с последующей консолидацией
разнородных компонентов в единый этнос, впоследствии
известный под этнонимом "башкорт".
Каждая из этих теорий базируется на каком-то аспекте
исторической реальности, подчеркнул Ринат Юсупов.
- Необходимо четко разделять понятия "этногенез башкир" и "этническая
история башкирского народа". Этногенез - это предыстория
этноса, образно выражаясь, длительный процесс вынашивания
его в чреве истории, в развитии которого могли участвовать
различные по происхождению компоненты. Этногенез считается
завершенным и знаменует начало этнической истории определенной
группы населения с момента возникновения отличного от других народов
самоназвания и этнического самосознания.
Исходя из этого, начало этнической истории башкир как
этноса со своей культурой и собственным языком условно
можно отнести к концу I тысячелетия нашей эры, когда в письменных
источниках IX-X веков башкиры начинают фигурировать как самостоятельный
тюркский народ, организованный в виде военно-политического союза
родственных племен.
В плане изучения этнической истории башкирского народа
предстоит дальнейшее осмысление его родоплеменного состава,
этнонимии и истории составляющих его компонентов,
генеалогии отдельных его родов и племен, отраженных в их
родословных, - шежере, тамгах и прочей родовой символике.
Выявление субстратных компонентов на ранних этапах
этногенеза башкир невозможно без привлечения данных
археологии, антропологии, ареальной лингвистики (ономастики),
этнографии, а также фольклора.
Индоиранская теория предполагает местное (автохтонное)
происхождение и формирование башкирского народа на основе
древнейших кочевников-скотоводов сако-массагетского мира
эпохи раннего железа. Кроме того, учитывается, что в
традиционной материальной и духовной культуре, лексике
башкир, топонимии имеется немало элементов, восходящих к
древнейшим пластам дотюркского времени, то есть в гунно-сарматское
и более раннее савромато-сарматское время эпохи раннего железа.
Ринат Юсупов изложил материалы исследований
по антропологии, погребальному обряду, этнонимии современных
башкир, которые на его взгляд, позволяют говорить о древности исторических
корней современных тюркоязычных башкир на Южном Урале.
- Можно предполагать, что они берут свое начало
из глубин обширного мира скифо-сарматских кочевников, -
говорит ученый. - Это дает возможность включить их в качестве одного из
мощных компонентов на ранних этапах этно- и расогенеза башкир.
Автор: Гульназ Шарафлисламова