Кто сочиняет законы, насколько они востребованы и как исполняются?
И вообще, какие правила необходимы, чтобы обеспечить гласность и
открытость в этой сфере?
На эти и многие другие вопросы, связанные с правоприменительной
практикой и качеством принимаемых законов, пытаются ответить
участники Межрегионального семинара по взаимодействию неправительственных
организаций и публичной власти, который проходит в эти дни в столице
Удмуртии - Ижевске. Среди них - члены Общественной палаты РФ,
ученые и эксперты Совета Европы, Института регионального
развития, представители администрации Удмуртии и Приволжского
федерального округа, члены различных общественных организаций.
Государственную Думу на семинаре представляет депутат от Башкортостана,
заместитель председателя Комитета по делам общественных объединений и
религиозных организаций Зайнулла Багишаев.
- В нашем комитете с большим вниманием отнеслись к инициативе
Удмуртии и всего Поволжья в области налаживания обратной связи
с авторами федерального законодательства. Мы крайне нуждаемся в
мониторинге своих законотворческих усилий, оценке их позитивной
направленности в практической жизни", - сказал депутат.
Совсем недавно страна отметила годовщину со дня образования
Общественной палаты, и законодателям крайне важно проверить,
насколько закон об Общественной палате помогает в формировании
гражданского общества. В рамках семинара особое место займет
дискуссия о некоммерческих общественных организациях - различных
клубах и обществах по интересам. В них состоит целая армия людей -
любителей кошек, охотников, рыболовов, натуралистов, филателистов,
нумизматов... Оказалось, что их деятельность не прописана в законодательстве,
в связи с чем необходимо откорректировать закон.
Накануне парламентских выборов мониторинг закона, как система
анализа и его качества, становится неоспоримым политическим
аргументом эффективности в пользу той или иной ветвей власти,
в том числе и законодательной. И этим, к сожалению, пользуются
некоторые недобросовестные политтехнологи.
Опубликованный недавно Федеральным Собранием РФ доклад
"О состоянии законодательства в России" за 2006 год позволяет
надеяться на привлечение к работе над законами самых широких
слоев населения. Мониторинг законодательства перестанет
носить черты кампанейщины и войдет в планомерный и традиционный ритм.
И тогда хороший и своевременный закон, как выразился один из
сенаторов, станет желанным местом встречи власти и общества.
Комментируя итоговый доклад Совета Федерации, председатель Комитета
Госдумы по конституционному законодательству и государственному
строительству Владимир Плигин назвал цифру - 277 законов, которые
приняты верхней палатой только за прошлый год. Если вычесть
выходные дни и праздники, то получается, что депутаты принимали
по одному закону чуть ли не каждый день. А среди них - десятки
фундаментальных законов, которые затрагивают судьбы и
жизни миллионов людей. Кроме депутатского корпуса над созданием
законов работает большой отряд профессионалов. Это те, кто создает и
пишет законы, кто вносит коррективы в 1-2-3 чтениях, дает
экспертную оценку со стороны Правительства, Администрации Президента,
общественных организаций.
Для того, чтобы повысить контроль за созданием и прохождением
законов, Совет Федерации предлагает создать специальный орган -
Всероссийский центр мониторинга права. В его компетенцию вошли бы
независимая экспертиза, оценка, анализ, обобщение и
прогноз состояния законодательной практики с обязательным учетом мнений
общественности. В рамках мониторинга предлагается также формирование
для каждого закона досье, своего рода паспорта. Туда на
различных стадиях прохождения законопроекта будут внесены все
изменения, поправки и корректировки с указанием их
авторов. Таким образом можно надеяться, что практике лоббирования
законов, столь распространенной в наши дни, будет поставлен заслон.
Или по крайней мере будет сведена до минимума лазейка для тех,
кто не прочь подмять закон "под себя".
Автор: Людмила Васильева