17 марта Рудольфу Нурееву исполнилось бы 69 лет. 1 января 1945
года в Башкирский государственный театр оперы и балета пришел мальчик,
ради которого люди через 20 лет будут разбивать палатки перед
"Метрополитен-опера" в Нью-Йорке и по три дня дежурить в надежде достать
билет.
Дакота-Хаус на 72-й стрит. Этот адрес сегодня известен истинным
меломанам мира. Здесь на одной площадке с Джоном Ленноном жил Рудольф
Нуреев. Гений танца ХХ века. Мой земляк. И прийдя сюда, я встретилась с
парой из Лондона - мужчиной и женщиной, которые фотографировали этот
знаменитый дом. Мы разговорились. Ее родители - музыканты. В детстве
она постоянно слышала и не раз видела Нуреева c Марго Фонтейн в
Ковент-Гардене. "О, вы из его города, это так неожиданно!" - радостно
воскликнула она. Мы еще долго сидели на скамье Центрального парка,
напротив дома. "Удивительно, - думала я, - достаточно было произнести только
имя - Нуреев. Для доверия и взаимопонимания людей с разных концов Земли
он сделал больше, чем дипломаты и те, кто лишал его гражданства".
Самая блистательная пара в истории балета - Марго Фонтейн и Рудольф
Нуреев - были созданы друг для друга. "...Когда они вдвоем на сцене смотрят
друг на друга, улыбаются друг другу, плачут, прощают или глядят в лицо
смерти, все прочее бледнеет, и кажется, будто во всем мире осталось
лишь два человека, - писал в "Нью-Йорк геральд трибьюн" Уолтер Терри.
В 1964 году в Вене Нуреев поставил "Лебединое озеро". Ему и Марго Фонтейн
устроили безумную, рекордную овацию, занавес понимался более 80 раз.
С "Чингисханом балета" считали за честь дружить Жаклин Кеннеди и
баронесса Ротшильд, ему рукоплескали короли и президенты. Потрясение
от феноменального танца Нуреева было таково, что толпы поклонников в
Нью-Йорке, Париже, Монреале, Лондоне, Буэнос-Айресе приходилось
сдерживать порой с помощью конной полиции.
Он ни разу не позволил себе отозваться неуважительно о своей стране,
"этот парень из Башкирии - отличный русский патриот", удивлялись
журналисты. - Он лишь добавлял, что в России танцовщик получает
нищенские деньги". По воспоминаниям друзей, Рудольф любил пить
чай по татаро-башкирскому обычаю, с медом. И часто за кулисами
накидывал на плечи башкирский елян.
Последнее появление на публике у Рудольфа Нуреева состоялось
на постановке его любимой "Баядерки" в "Гранд-опера" в 1992 году. Занавес
поднялся, и несколько секунд молчание стояло в зале. А потом... зрители
в едином порыве поднялись с мест. "Возгласы "браво" смешивались с
криками "Прощай!", обращенными к худощавой фигуре в вечернем костюме
и роскошной алой шали, наброшенной на левое плечо. Улыбаясь и черпая
силу из восторгов зала, он устало поднял руку в приветствии и прощании"
(из книги Дианы Солуэй "Рудольф Нуреев на сцене и в жизни"). Эпоха
Нуреева длилась 30 лет.
И она продолжается. В балетных постановках под его именем, в книгах
и фильмах, в восхищенной и благодарной памяти людей по всему миру.
В начале марта мы говорили о Рудольфе Нурееве с другим нашим
земляком, известным европейским певцом, с успехом выступающим и в
"Гранд-опера", - Альбертом Шагидуллиным.
"Здесь, в Европе, это бог, бог в искусстве. И предстоящий юбилей
- 70-летие великого танцовщика - в 2008 году будет широко отмечаться.
Если объявить гала-концерты, посвященные Рудольфу Нурееву в Уфе,
думаю, многие звезды не откажутся приехать и выступить! А сборы
передать на создание памятника нашему легендарному земляку".
После "Метрополитен-опера", "Гранд-опера" я с новым чувством пришла
к Башкирскому театру оперы и балета. Именно в этих стенах шестилетний
мальчишка был навсегда очарован танцем и подарил это чувство всему миру.
А вернувшись через многие годы, одиноко ходил по театру и по городу,
название которого многие в мире узнали благодаря ему. Во имя великого
и взаимного прощения, во имя любви к гениальному, самому известному
в мире земляку, у театра, думается, должен быть установлен памятник.
Что означало бы - Рудольф Нуреев вернулся...